В минской школе появился необычный класс - в нем учатся дети с аутистическими расстройствами

Класс в звуках и картинках

В прошлом сентябре в средней школе № 5 Минска появился необычный 1-й «А» класс. Он обустроен не так, как «классические». И дело не только в интерьере: как говорят специалисты, там особая образовательная среда. А все потому, что в нем учатся дети с аутистическими расстройствами – Ромка, Женя и Ваня.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Тот сентябрь для них был, конечно, непростым. Но мало-помалу необычные дети становились почти обычными первоклашками: по звонку шли к партам, слушали учителя, обводили буквы и одолевали самую главную грамоту – общение. На этой грамоте весь мир стоит, без нее рискуешь остаться на «заднем дворе» жизни. Так что это действительно большое дело – школа для таких детей. Опыт 1-го «А», а вернее, уже 2-го, дал отмашку, и с этого учебного года в Минске подобных классов стало семь (в том числе еще один класс в 5-й школе). Говорить о результатах, конечно, рано. А вот о первых переменах в жизни второклашек Ромки, Жени и Вани, пожалуй, уже можно. И о той самой особой образовательной среде.

«Что нужно делать перед сном?» – спрашивает у Вани Наталья Волчок, учитель-дефектолог 2-го «А». Мальчик быстро отыскивает в груде карточек ту, на которой нарисован карапуз с зубной щеткой. Это карточки PECS – система альтернативной коммуникации. Проще говоря – язык картинок. Ваня, как и многие ребята с аутизмом, не разговаривает. Но на любой вопрос он мгновенно отвечает нужной картинкой. И теперь даже дома, желая покушать, просто покажет маме на изображение обедающего мальчика. Часто ведь такие дети капризничают только потому, что не умеют просить или же объяснить, что им по какой-то причине некомфортно. Это замкнутый круг: родителей угнетают капризы, а малышей – родительское непонимание. И язык картинок тут может помочь. У некоторых детей первые слова вылетали именно с подачи PECS.

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Ромка, Женя и Ваня на основных уроках учатся отдельно, в отдельном кабинете. А вот на ИЗО, физкультуру и музыку ходят вместе со всеми одноклассниками. Опять же учатся общению. В свою очередь другие ребята с самого детства видят и понимают: все мы разные, и любые отличия надо принимать. Кстати, поначалу, когда школьники увидели, что Ваня, Рома и Женя в классе и даже в столовой сидят в больших наушниках, откровенно косились. «Вот вы слышите только собеседника, – объясняла тогда учительница. – А мальчики с одинаковой силой – еще и грохот машин, шаги по коридору, капающий кран из соседней комнаты... Наушники смягчают этот звуковой вал».

Упорядочить звуки, мысли, картинки детям с аутизмом во всем помогает структура. Поэтому-то даже класс здесь «структурирован»: игровая зона отделена от учебной, отдельно – уголок отдыха, парты и те с перегородками. Это, кстати, родители предложили такой вариант обустройства класса, инициировав сотрудничество с системой образования.

Занятия ведет педагог-дефектолог, ему помогают три тьютора. У каждого ученика – свой тьютор. Он и на уроках поможет, и в столовую проведет, и проследит, хорошо ли завязал малыш шарфик. «Зачем так много взрослых на одного ребенка?» – спросите вы. Затем, что его надо, как говорят специалисты, социализировать. Стать проводником между ним и внешним миром. Кстати, аутизм разнообразен. Очень разнообразен...

Особым детям нужна особая подача школьного материала. В стране разработаны учебные программы для учеников с разными диагнозами и интеллектуальным уровнем. А вот для ребят с аутистическими расстройствами таковых пока нет. И учителя, по сути, начинают с нуля, занимаясь самообразованием, изучая опыт педагогов московских инклюзивных школ.

Учителя-дефектологи 5-й школы прошли несколько семинаров, а также курс, посвященный методу АВА – одному из лучших в мире для коррекции аутизма. Организовывал занятия городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Но, понятно же, одного курса недостаточно.

В Минске работает несколько ресурсных центров по оказанию помощи детям с аутистическими расстройствами. Один из них – опять же на базе 5-й школы. Специалисты центров в меру возможностей помогают педагогам. Но это минимум. В сущности, хорошо подготовленных кадров для работы с такими учениками в стране почти нет.

Нет и специальных учебников, прописей, учебно-игровых материалов. А ведь в некоторых странах выпускают даже планшеты для ребят с аутизмом. «Занимаемся по учебникам для детей с интеллектуальной недостаточностью. Смотрите… – открывает учитель красочную книгу. – Ну как тут не отвлечься? Столько рисунков на странице! А ведь у детей с этим диагнозом внимание чрезвычайно рассеяно».

Еще нужно много разных визуальных пособий, ведь большинство таких ребят мыслят визуально. Да многое надо. У нас только начали искать ключики к особенным ученикам.

Кстати, пример европейских стран показывает: многие люди с аутизмом – идеальные работники. Но только ведь сначала помогли им: обучили, оценили и, главное, приняли. Приняли такими, какие они есть. Нам нужны разные ученики, миру нужны разные люди. Разные люди могут многое друг другу сказать.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Антонина ЗМУШКО, начальник отдела специального образования Министерства образования:

— Если в 2008 году в нашем банке данных было 295 детей с той или иной формой аутизма, то в прошлом году — уже 639. Такие ребята учатся в спецшколах, в центрах коррекционного развития и реабилитации (вплоть до 17 лет). Учатся и в обычных общеобразовательных школах — в классах интегрированного обучения (49 учеников). А также 64 ребенка ходят в интегрированные группы в детсадах.

Эти 7 классов, которые появились в Минске, тоже, по сути, интегрированные, но в них есть некоторые отличия. Во-первых, обустройство самих кабинетов. Во-вторых, посещение детьми вместе с другими одноклассниками только уроков рисования, физкультуры и музыки. В-третьих, работа тьюторов. Также педагоги осваивают элементы передовых методов обучения детей с аутизмом. Говорить об эффекте таких классов пока рано. Объективные результаты увидим только через несколько лет.

Вообще, высококвалифицированных специалистов по работе с аутистами у нас, к сожалению, нет. Однако на факультете специального образования в БГПУ им. М. Танка готовят специалистов для работы с разными категориями детей, и в том числе там читают курс по обучению учеников с аутизмом. Также открывается практико-ориентированная магистратура по этой специальности.

Конечно, эта тема у нас на виду. Есть программа ранней комплексной помощи для детей с аутизмом, изданы несколько учебно-методических пособий для педагогов, работающих с этой категорией детей, велась исследовательская работа. Проходят семинары, тренинги, в том числе привлекаем зарубежных специалистов.

snatw3@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter