Накануне дня встречи выпускников мы наведались в одну из самых маленьких школ в стране

Класс на двоих

В первую субботу февраля в школах, колледжах и вузах страны ожидается аншлаг. Выпускники разных лет будут шумно приветствовать друг друга и своих бывших преподавателей, радоваться ярким встречам и грустить по поводу ушедшего светлого прошлого. Накануне праздника мы решили отправиться в одну из самых маленьких школ страны, где учится совсем немного детей. Через несколько лет они тоже станут выпускниками и вольются в ряды ностальгирующих по школьным годам людей. Но их вечер встречи выпускников наверняка будет особенным. 

Во втором классе всего две ученицы, которым в школе все нравится». 

Почти как дома

Навигатор сообщает о том, что маршрут построен. Ехать нам недолго. Деревня Рудня Телешовская находится в 35 километрах от Гомеля. Скромное двухэтажное здание базовой школы, по факту еще и местный общественно-культурный центр. Здесь же находится библиотека, а еще отделение почты. А в случае надобности коллективные собрания сельчан тоже проводятся здесь — в актовом зале. 

С порога ощущается атмосфера некой домашности и уюта. Будто зашел в гости к хорошим знакомым и сейчас хозяева предложат переобуться в тапочки. Малыши, которые встречаются на пути, говорят просто и непринужденно: «Здравствуйте!» Так делает не какой-то специально обученный, чрезвычайно вежливый ребенок, а все дети без исключения. 

Знакомясь с учителями, узнаем историю. Первая земская школа была построена в деревне в 1912 году. Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы собирались приспособить кирпичное здание под госпиталь. Но не успели. Узнав об их планах, партизаны устроили поджог. 

После изгнания оккупантов под школу использовалось несколько пустующих хат. Училась в них и Екатерина Григорьевна Морозова, которой недавно исполнилось 80 лет. Сегодня она самый старший выпускник школы:

— Зимой каждый нес из дома несколько поленьев. Ими и топили печи. А когда я была в пятом классе, началось строительство новой школы — в виде пристройки к той, что сгорела в войну. И дети, и учителя помогали — таскали мусор носилками и тачками. Тогда об этом еще написала районная газета, напечатали снимок. Для меня это самое яркое воспоминание из детства. 

Впоследствии Екатерина Григорьевна вернулась в школу и работала учителем около сорока лет. К слову, профессию педагога выбрали почти три десятка выпускников разных поколений. В их числе нынешний директор Татьяна Моисеенко, которая тоже заканчивала «пристроенную» школу и в ней же начинала работать. 

Новое двухэтажное здание построили вскоре после чернобыльской катастрофы. Кроме местной ребятни, пришли сюда учиться новенькие — дети переселенцев из Брагинского района. На тот момент школа насчитывала более сотни детей. Сегодня их всего 25. Меньше чем в одном классе некоторых городских учебных заведений. 

Почти 30 выпускников разных лет сами стали учителями.

Планы на завтра

Учебный процесс происходит фактически как репетиторство. Списать, подсказать, безнаказанно не сделать домашку — обычные законы школьной жизни здесь не работают. 

Заходим в девятый класс. У будущих выпускников, которые разместились за четырьмя партами, идет урок физики. Тема почти что космос — вес тела, невесомость, перегрузки. Сами ребята космических планов не строят, но о дальнейшем образовании, конечно, задумываются. Евгений Исайчиков, например, подумывает стать программистом. Возможный вариант — отучиться в колледже, а уже после этого штурмовать вуз. Одноклассники карт пока не раскрывают, боятся спугнуть удачу. А вот опасаются ли они предстоящей новизны в больших коллективах? 

— Поначалу везде трудно, — Алина Бука отвечает с лаконичной рассудительностью. — Но это не страшно. Взрослая жизнь — мы справимся. 

Сразу после звонка учитель Александр Борунов прощается. Его основная работа в школе соседней деревни Телеши. До нее нужно проехать пять километров на велосипеде. Поэтому теплой зиме физик рад, как никто. 

Личный состав второго класса — всего две ученицы. Одна из них — Каролина Чех, вторая представляется по полной форме: 

— Маложавская Ника Андреевна. Можно просто по имени. До Андреевны пока не доросла. 

Обращаю внимание на бумажные восьмерки, прилепленные к школьной доске. Сверху написаны имена девочек. На цифрах в разном количестве наклеены разноцветные бусинки. Оказывается, это своего рода экран соревнований. Бусинки выдаются за активную работу на уроке. 

У очаровательной хохотушки Ники Андреевны дела идут хорошо. Вот только поведение птиц ее беспокоит: 

— Один раз видели снегирей, но они улетели. В этом году им наши кормушки не нужны. Правда, сало из одной все-таки пропало. Подозреваю кота. В школе нам всегда есть чем заняться. Если подумать, то мне все здесь нравится: и учиться, и веселиться. И еда. Даже котлеты рыбные. 

Преподавание в классе «на двоих» позволяет не только уделять максимум внимания, но и вносить творческое разнообразие. Например, вместе с детьми провести анализ сказок в условиях наших реалий. Результаты подчас самые неожиданные. Выясняется, что маму Красной Шапочки стоило бы привлечь к административной ответственности. А в случае с Машей из «Трех медведей» и вовсе изъять ребенка. И уж точно обе семьи оказались бы на профучетах в комиссиях по делам несовершеннолетних. 

Заграница им поможет

Не без удивления узнаю про тесные связи школы с дальним зарубежьем. В этой коммуникации большая заслуга учителя начальных классов Надежды Лебедевой. Благодаря ее инициативности школа стала участником Международного школьного проекта использования ресурсов и энергии (SPARE). Это дало возможность заявлять на конкурс свои проекты, которые не раз признавались лучшими и получали гранты. Первый, к примеру, профинансировала Норвегия. За полученные таким образом деньги удалось сделать немало: заменить старые окна, полностью обновить электроосвещение, улучшить энергосбережение. Но даже после того как в школе стало тепло и светло, вошедшие во вкус педагоги не остановились. И написали новый проект на конкурс, проводившийся посольством США в Беларуси. 

Идем смотреть результат победы, который красуется рядом со школой. Три года назад здесь был пустырь. Сегодня — фруктовый сад, в создание которого вложено свыше 7000 долларов. Деньги получены в качестве гранта. 

— Что такое посадить четыреста деревьев? — Татьяна Михайловна обводит рукой стройные ряды. — Сперва готовили участок. Собирали камни, выкорчевывали старые деревья, возили землю. Проводили субботники — работали и учителя, и технический персонал. Подключились и жители деревни, среди которых много наших выпускников. 

Плоды пойдут в первую очередь на школьный стол. Остальное на продажу. Вместе с будущими урожаями вызревает еще одна смелая бизнес-идея — наладить производство яблочной пастилы. Уже и помещение присмотрели — пустующее здание бывшего детсада. 

На вопрос о затратах сил и личного времени Надежда Лебедева отшучивается:

— Главное — результат. 

Достойный пример того, как можно решить ряд проблем, не дожидаясь милости от бюджета и не сетуя на его недостаточность.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter