«Кладовая солнца» обновляется

В Житковичах заработал первый отечественный торфобрикетный пресс

Первый отечественный торфобрикетный пресс презентовали на Житковичском ТБЗ

С легкой руки классика торф сегодня многие называют не иначе как «кладовая солнца». Сырье, аккумулировавшее в себе тепло светила и ждущее вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию, сегодня в нашей стране считается одним из наиболее энергоэффективных местных видов топлива.

В Беларуси торфобрикетных заводов работает около трех десятков. В большинстве своем это предприятия, которые имеют за своими плечами десятки лет истории. Однако благородный возраст для многих из них означает и острую необходимость в модернизации основных фондов. К сожалению, делать это непросто: условия завода в Рязани, поставщика торфобрикетных прессов еще с советских времен, сегодня мало кого удовлетворяют — высокая цена, стопроцентная предоплата и почти год работы над заказом. На помощь пришли отечественные производители.

К разработке новой модели специального торфобрикетного пресса столичное станкостроительное предприятие «МЗОР» приступило еще в июле 2008 года. Одним из пунктов госпрограммы «Торф» предусматривается до 2020 года изготовить 69 единиц подобного оборудования. «Первый пресс мы запустили на Житковичском торфобрикетном заводе. Оборудование работает в три смены с остановкой на общие профилактические работы, пока перебоев не было», — рассказывает главный конструктор УП «МЗОР» Александр Трусковский. Отличает отечественный агрегат от российского аналога в первую очередь стоимость: $ 708 тыс. против $ 960 тыс. Хотя, как отметил присутствовавший на пробном пуске оборудования первый заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Семашко, серийный вариант будет стоить на 20 % дешевле.

Помимо копирования мировых разработок, применены в прессе и чисто белорусские ноу-хау. Основная и самая крупная деталь станина — сварная, усилили ее с помощью стяжек, хотя обычно этот элемент изготавливается цельным литьем. Коленчатый вал в белорусском варианте стал сборным, в итоге стоимость его заметно снизилась — с $ 65 тыс. до $ 40 тыс. Производительность по отношению к прежним прессам на 15—20 % выше, а энергозатраты меньше на 13,5 %. Все оборудование оснащено системой дистанционного контроля. «Сегодня мы работаем над возможностью еще больше снизить энергопотребление пресса, сделать его модификации. Тем более что к перевооружению готовится большинство отечественных торфобрикетных заводов, да и не только отечественных. Впрочем, процесс производства прессов довольно длительный — еще два агрегата выпустим только к концу следующего года», — говорит Александр Трусковский.

Генеральный директор украинского госконцерна «Укрторф» Виктор Юрченко заинтересован в том, чтобы белорусские разработки нашли свое применение и на украинском рынке: «Предложение хорошее, надо все обсудить как следует, но однозначно могу сказать, что оборудование мы будем закупать в Беларуси». Кстати, в Украине ежегодно производится около 250 тыс. тонн брикета.

«Мы в последнее время выпускаем по 102 тыс. тонн брикетов, а в этом году и все 104 тыс. тонн будет, — рассказал директор Житковичского ТБЗ Михаил Молочко. — В минувшем году 46 % брикетов ушло на экспорт, основным потребителем продукта стала Швеция. Но сегодня резко возрос спрос на топливо на внутреннем рынке, приходится сокращать поставки. Вместе с тем портфель заказов ныне у нас в полтора раза превышает производственные объемы. Это и неудивительно: цементные заводы перешли с угля на торф, следовательно, число потребителей в нашей стране резко выросло».

Как говорят специалисты, в последнее время у белорусских производителей торфобрикетов открылось второе дыхание. Если в 2002 году объем производства этой продукции составлял чуть более 1 млн. тонн, то в 2006 году он увеличился на 246 тыс. тонн. До 2800 тыс. тонн выросли объемы добычи торфа. Согласно государственной программе «Торф», принятой в 2008 году, прогнозируется увеличение объемов добычи к 2020 году до 5 млн. тонн. В минувшем году был достигнут уровень производства в 1 млн. 320 тыс. тонн. Рентабельность реализованной продукции составила 10 %.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter