В Давосе завершился Всемирный экономический форум.

Киты политики и акулы бизнеса

В Давосе завершился Всемирный экономический форум
В Давосе завершился Всемирный экономический форум. Отдельная дискуссия была посвящена замедлению экономик БРИКС и снижению интереса к ним со стороны инвесторов



Президент Всемирного банка Джим Ен Ким сказал, что 2014 год был разочаровывающим во многих отношениях. «Он отметился большим количеством расхождений. В США наблюдался устойчивый рост, в то время как Европа и Япония не оправдали надежд. Расхождение в темпах развития наблюдалось также внутри БРИКС, которые ранее росли синхронно», – подметил Ким.

Однако, по мнению члена Российского совета по международным делам Глеба Ивашенцова, БРИКС все в большей мере становится не только крупной экономической, но и глобальной политической силой, что, естественно, создает противодействие Западу, стремящемуся удержать гегемонию: «БРИКС сейчас – не просто некий экономический блок или экономический союз. БРИКС – очень большая политическая сила. Мы видим, что сейчас в мире обостряется противостояние между Западом и Востоком. Запад, который все более утрачивает свои экономические позиции, пытается противостоять наступлению Востока. А БРИКС – это не просто Восток, это Восток глобальный, потому что он объединяет развивающиеся, растущие экономики четырех континентов, вес БРИКС в мировой экономике все время растет, ведь уже в самые ближайшие годы совокупный ВВП государств БРИКС должен превзойти совокупный ВВП «семерки». Но Запад – традиционный Запад – не дает глобальному Востоку в лице БРИКС развернуться, поэтому последняя стремится действовать и в валютно-финансовой сфере, и в плане разработки собственной экономической стратегии, и практически по всем направлениям обеспечения демократии в международном масштабе, скажем, в обеспечении ведущий роли ООН в международных делах, обеспечении равенства и справедливости в международных политических и экономических отношениях».

Эксперт Национального комитета по исследованию БРИКС, профессор Дипакадемии МИД России, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Андрей Володин убежден, что в данный момент происходит масштабный передел сфер влияния, переформатирование мирового пространства. Он отмечает, что «развитые» страны, традиционно имевшие наибольшее влияние в мире, всячески сопротивляются неизбежным переменам, пытаются «законсервировать» ситуацию, при которой мир был, по сути, однополярным. «Золотой миллиард, как его иногда называют, всячески сопротивляется тому, чтобы ему на смену пришел новый, более серьезный, охватывающий все основные и неосновные страны мировой порядок». По мнению эксперта, формат функционирования БРИКС как источника точки зрения, альтернативной западной и подкрепленной значительным экономическим и политическим влиянием, доказал свою жизнеспособность и впоследствии будет способствовать дальнейшей «девестернизации» мира. «У нас есть скептики по отношению к БРИКС – это совершенно нормально, потому что в каждом обществе необходима дискуссия. Мы очень долго называли БРИКС форматом. Формат должен преобразовываться самой логикой мировой истории в нечто более серьезное, постоянное. Некоторые решения, принятые на саммите БРИКС в Форталезе, указывают на то, что создается альтернативная финансовая мировая система, которая не противопоставляется западной системе, но будет работать параллельно с ней. Россия будет делать все возможное для того, чтобы двигаться поэтапно, приближая это новое мировое состояние, в рамках которого западоцентричный мир, который уже объективно не существует, будет постепенно уступать место полицентричному миру».

В Давосе европейские лидеры предложили осуществить евразийскую мечту Путина, однако сделав при этом оговорку – только если прекратится конфликт в Украине. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила о готовности начать переговоры между Евросоюзом и Евразийским союзом (ЕАЭС) о «возможностях сотрудничества в общем торговом пространстве». «Сначала нужно обеспечить стабильность, а далее в более широких рамках рассмотреть возможности сотрудничества в экономической зоне, которая, как говорит Владимир Путин, простирается от Владивостока до Лиссабона. Надеюсь, что здесь возможности откроются», – заявила канцлер.

Министр экономики Германии Зигмар Габриэль пошел еще дальше, положив начало обсуждению, что именно ЕС сможет предложить России по окончании конфликта в Украине. «Следующим шагом должна стать дискуссия о зоне свободной торговли, – заявил министр. – Мы обязаны предложить России выход».

Идею создать «гармоничное экономическое сообщество от Лиссабона до Владивостока» на 14 тысяч километров, от западного края Европы до восточной оконечности России, не включив в свой состав (что весьма примечательно) Соединенные Штаты Америки, впервые на экономическом саммите Sueddeutsche Zeitung в 2010 году высказал Владимир Путин.

Наряду с Меркель идею о создании братских уз между Евразийским и Европейским союзами выдвинул и более старый государственный деятель Жозе Мануэл Баррозу, завершивший в октябре свое десятилетнее пребывание на посту главы ЕС. «Почему мы не можем сделать этого с Евразийским союзом? Мы хотим это сделать, – сказал он в Давосе по поводу грандиозного плана Путина. – Сможем ли мы когда-нибудь осуществить эту мечту? Я несколько раз говорил об этом с Президентом Путиным – о зоне от Владивостока до Лиссабона. Возможно ли это? Я считаю, что возможно».

Что это, пряник для Президента России, чтобы он был более сговорчив по Украине, как считают многие зарубежные «товарищи»? Или просто возобладание здравого смысла в ЕС – убежденность в бесперспективности конфронтации с Россией?

Материал подготовил Антон АЛЕКСАНДРОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter