Китайские пчеловоды против американских: кто кого?

При этом на стороне Китая в роли перевалочных баз его меда выступают десятки других стран.

Мировой рынок меда сотрясают конфликты и громкие скандалы. Главными «фигурантами» выступают ветераны ВТО: США — чемпион по импорту меда и Китай — ведущий его производитель и экспортер.

При этом на стороне Китая в роли перевалочных баз его меда выступают десятки других стран.

Американское пчеловодство не выдержало конкуренции с дешевой продукцией Китая и других развивающихся стран. Это стало очевидным уже в 80-х годах прошлого века, когда быстрыми темпами начал нарастать импорт меда. В настоящее время США удовлетворяют 65 процентов своих потребностей в этом продукте за счет импорта. Емкость американского медового рынка оценивается в182 тыс. тонн. На фоне растущего спроса сокращается производство меда. За 10 последних лет оно снизилось на 30 процентов и составляет теперь 65—70 тыс. тонн.

Около 40 процентов импортного меда поступает из Канады, Мексики, Бразилии, Аргентины и других «неазиатских» стран. В США их считают более надежными партнерами, чем страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако эксперты утверждают, что Китай отправляет мед в США транзитом через третьи страны, уклоняясь от уплаты введенного в 2001 году антидемпингового тарифа в 2,65 долл./кг. При этом широко практикуется подделка сопроводительных документов и другие мошеннические схемы. Физический объем поставок контрабандного меда оценивается в пределах 60 тыс. тонн в год.

В целях маскировки ботанического и географического происхождения своего «некондиционного» меда китайские компании подвергают его технологической переработке: растворяют, нагревают, пропускают под давлением через фильтры ультратонкой очистки и подвергают вакуумной сушке. На выходе получают сироп, не содержащий пыльцевых зерен, не имеющий цвета и запаха, близкий по своим характеристикам к натуральному меду, но не являющийся таковым.

Это наиболее распространенная в США версия событий. Другая сводится к тому, что китайцы параллельно наладили производство «меда» из рисового сиропа и других сахаросодержащих продуктов с помощью новейших технологий, включая биотехнологии.

В лаборатории университета Техаса были исследованы на содержание пыльцы 60 образцов фасованного меда из 11 штатов. Результаты анализов произвели сенсацию. Оказалось, что в подавляющем большинстве образцов полностью отсутствовали следы цветочной пыльцы, являющейся неотъемлемым компонентом натурального меда. Полные наборы пыльцы присутствовали только в меде, закупленном на фермерских рынках, в кооперативах и магазинах натуральных продуктов.

Президент Американской ассоциации производителей меда Йенсен подчеркнул, что он не знает в США ни одного пчеловода, «который бы занимался дорогостоящей и ухудшающей качество меда ультрафильтрацией». По его мнению, сбываемый через американские торговые сети ультрафильтрованный мед есть не что иное, как «завезенный в США в обход инспекции и в нарушение федеральных законов китайский продукт». Столь же категорично выразился владелец 80 тыс. пчелиных семей Ади: «Единственной причиной устранения пыльцы из меда является стремление замаскировать страну его происхождения, и почти всегда эта страна — Китай». Ультрафильтрацию меда пчеловоды приравняли к уничтожению преступниками отпечатков пальцев на месте преступления.

В 2009 году в Китае насчитывалось 8,2 млн. пчелиных семей, было произведено 300 тыс. тонн меда, 4 тыс. тонн маточного молочка, 6 тыс. тонн воска, 3 тыс. тонн пыльцы и 350 тонн прополиса. Переработкой этой продукции занимается около 1 тыс. компаний. Ежегодно экспортируется 100 тыс. тонн меда. В рамках 12-й пятилетки (2011—2015 гг.) впервые в истории Китая реализуется пятилетний план развития пчеловодства. К 2015 году запланировано довести численность пчелиных семей до 10 млн., а производства меда — до 500 тыс. тонн.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter