Китайская волна

Спорт XXI века меняет ориентацию.
Спорт XXI века меняет ориентацию. Вот только два недавних сообщения с новостных лент. "Сенсационный контракт с бразильским защитником Жуниором Байано, выступающим за "Васку да Гама", подписал китайский клуб "Шанхай Синьхуа". 31-летний футболист подтвердил свой переход: "Я надеюсь помочь "Шанхаю" стать чемпионом своей страны. Знакомство с клубом заняло у меня 5 дней, и я убедился, что все здесь организовано на профессиональном уровне".

"Президент Всероссийской теннисной ассоциации Шамиль Тарпищев еще раз заявил о возможном предоставлении турнира в аренду Китаю. "У Китая до сих пор нет своего теннисного турнира для профессионалов, - сказал он. - Поэтому китайцы попросили нас отдать им в аренду наш турнир до 2008 года. Если при подготовке очередного турнира вновь возникнут финансовые проблемы, то не исключена ситуация, что Кубок Кремля будет отдан Китаю".

В конце XX века Китай с удивительной быстротой начал впитывать все то полезное, что есть в других государствах. Сегодня товары с надписью "Made in China" можно найти везде: от пуховичской барахолки до респектабельного торгового центра Великобритании. Однако это все равно не устраивает китайцев. Они наращивают темпы. Китай стремится укрепить свои международные связи в различных областях - политике, торговле, культуре и, конечно же, спорте. Ни одно международное спортивное событие нынче немыслимо без участия китайских спортсменов.

За какие-то пару десятков лет Китай заслужил право называться великой спортивной державой. Как известно, в 1959 году страна разорвала контакты с олимпийским движением из-за разногласий с МОКом относительно признания НОКа Тайваня. Лишь в 1975 году НОК КНР подал в МОК заявку о новом признании - и 25 ноября 1979 года получил положительный ответ.

Уже в Атланте китайцы ошарашили, добыв 50 медалей. Сидней стал для них очередной ступенькой наверх - 59 наград. Аналитики предрекают, что на Олимпиаде-2008, хозяином которой объявлен Китай, его атлеты предстанут перед другими участниками этакой Великой Китайской стеной.

Похозяйничать на Олимпиаде - это предел мечтаний для китайцев. Они просили мир об этом уже 3 раза. Однако мир словно ждал, когда население перевалит за миллиард человек.

Перед началом Игр-2000 президент Китайского олимпийского комитета Юань Вэйминь поставил две задачи. Одна заключалась в том, чтобы превзойти олимпийскую Атланту по числу завоеванных золотых наград. В Атланте китайская команда заняла 4-е место среди медалистов, добившись 16 высших наград. В Сиднее стала 2-й, завоевав 28 золотых медалей!

И это при том, что в Сиднее китайцы пошли на беспрецедентный шаг в истории Олимпиад - сократили свою делегацию на 10 процентов. Они не пустили на Игры своих лучших атлетов, опасаясь, что те не пройдут допинг-тесты. Еще за год до сиднейских Игр сами китайцы дисквалифицировали за применение запрещенных препаратов 10 пловцов. Такое же наказание понесли еще 17 других спортсменов, в числе которых легкоатлеты и штангисты.

Контроль своих за своими же подвиг к поиску новых нетрадиционных методов стимулирования организма. Кому, как не китайцам с их многовековой медициной, знать о них? "Химия" - это вчерашний день. В КНР довольно давно существует научно-исследовательский институт спортивного питания. Основные его разработки - пищевые добавки. Главный тренер российской сборной по легкой атлетике Валерий Куличенко как-то рассказывал: "Я хорошо знаком с китайскими специалистами и многими их методиками. Один из тренеров - Ма - в свое время был отстранен от сборной. Но вот теперь его вернули. К Олимпиаде в Пекине он снова готовит бегуний на средние и дальние дистанции. А учениц кормит супом из морских черепах. По химическому составу это то же самое, что и печально знаменитый ЭПО. Только натурального происхождения. Для того чтобы один раз накормить команду, надо убить 10 - 15 черепах".

Но не только это возвышает китайцев над соперниками. Прежде всего это непоколебимый командный дух. Азиаты побеждают сначала в голове, а уж потом на помосте.

Никто уже не удивляется стремительным секундам китайских пловцов, успешным выступлениям гимнастов. Все привыкли и к господству китайцев в настольном теннисе. На последнем чемпионате мира они выиграли все 7 золотых медалей. Почти аналогичный подвиг представители Поднебесной совершили на чемпионате мира по водным видам спорта, отобрав у конкурентов медали в прыжках в воду. Миниатюрные китайцы играючи поднимают штанги (5 золотых медалей в Сиднее!), искусно владеют бадминтонной ракеткой и стреляют не хуже Игоря Басинского. Российская прыгунья в воду Ирина Лашко вполне откровенна: "Без китаянок было бы скучно. Не было бы их - с кем соревноваться?" "Будущее в гимнастике за китайцами, - убежден Иван Иванков. - В Китае чемпионат страны проходит в 3 потока, и жесточайший отбор безошибочно выбирает сильнейших. Посмотрим, кого они привезут на "мир". Боюсь, таких чертей, что против них и крестное знамение не всегда поможет!"

Но китайцам этого мало. Они желают господствовать во всех видах спорта. И начинают осваивать целину. Чего стоит узкоглазая биатлонистка, наделавшая шуму на чемпионате мира в Норвегии! На турнире высшей категории несколько китайских дзюдоисток входят в "призы". Фехтовальные маски скрывают лица китайских шпажистов на юниорском чемпионате мира, но все знают, что они фехтуют за "бронзу". Миниатюрные китайцы объявили поиск по всей стране новых Джорданов и Родманов. Того и гляди, Гуан Иннань перепрыгает Хайке Дрехслер, а Чен Сяоянь толкнет ядро к рубежу Янины Корольчик.

Однако не всем по душе китайская экспансия на арене. В финале прошлогоднего "Гран-при" по фигурному катанию судьи поставили пару Ксю Шен и Хонгбо Дзао на 3-е место. Они заслуживали гораздо большего. "Но слишком узкие у них глаза. Так сложилось, что в парном катании зритель уже давно приучен переживать историю любви. В узких глазах не разглядишь Большой Любви. Эти истории про Большую Любовь в формате старого доброго кино и хочет смотреть белый зритель - основной потребитель фигурного катания. Представьте себе китаянку на месте Катрин Денев в "Шербурских зонтиках" - это же ужас какой-то. Но они непременно выиграют. Они выиграют, как выигрывают последние 5 лет первые призы самых престижных кинофестивалей китайские режиссеры, которые по-европейски снимают страсти с китайскими актерами. Они сильнее нас. Потому что они хотят понять нас, а мы их - нет". Так писали "Известия".

В начале года пекинская пресса разродилась сенсацией: известный югославский специалист Бора Милутинович дал согласие на подписание двухлетнего контракта со сборной Китая. Предшественник балканского тренера - Брайтон Хоутон был уволен с работы в Китае после того, как его команда не пробилась на Олимпиаду-2000. Милутинович, перед которым, как и перед Малофеевым, стоит задача попадания в финал чемпионата мира-2002, считает, что "у такой спортивной нации, как китайская, футбол имеет большой потенциал". Однако дело не только в таланте китайских футболистов.

"Продвижение продукции", "экспансия на новые рынки", "глобализация бизнеса" - азбучные понятия современной экономики все вернее проникают и в лексику футбола, от экономики уже почти что неотделимого. Мадридский "Реал" приобрел двух футболистов из клуба "Южный Китай", задающего тон в чемпионате Гонконга. Никто и не скрывает, что это - стопроцентно коммерческий проект. Сегодня уже глупо называть майки, ручки с клубным логотипом, видеокассеты с голами и прочую футбольную бижутерию милым пустяком. Продажа лицензий на выпуск этой продукции приносит ведущим клубам Старого Света десятки миллионов долларов дохода и является наряду с телевидением и рекламой одним из трех китов их благосостояния.

Китай - привлекательный во многих отношениях рынок. Почему же инвесторам не расширить рынок сбыта атрибутики и телевизионных прав, тем самым подняв стоимость рекламы? Доходы от этого колоссальны. Ради них на потеху публике можно выпустить Бартеза в нападение и даже поставить Викторию Бэкхем на его место в воротах. Как известно, Дэвид Бэкхем и Фабьен Бартез недавно усиленно развлекали жителей Малайзии, Сингапура и Таиланда.

"Манчестер Юнайтед" первым перевел свой веб-сайт на китайский и японский, первым открыл в Азии свой филиал и сеть магазинов, первым наладил спарринги откровенно гастрольного характера. Вслед за ним бросились остальные. Нынче в европейских клубах идет настоящая драка за приобретение игроков из этого региона. И как следствие, автоматически поднимается не только продажа именных футболок, но и интерес к телеправам, рекламе. В перечень священных мест для туристических компаний, обустраивающих досуг многочисленных китайских туристов, входят и стадионы. Многие из них включают в пакет услуг посещение футбольных матчей с участием соотечественников. Впрочем, идет и обратный процесс. Словом, мир еще всколыхнет китайская волна. Смотри начало.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter