Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности. Прогресс может дорого обойтись российской оборонке - если китайцы научатся делать аналог Су-27 серийно, они легко вытеснят Россию с рынков третьих стран.
Таким образом, попытки России закрепиться на китайском рынке вооружений с помощью передачи Пекину "отверточной" сборки истребителей Су-27СК не оправдали ожиданий, констатирует "Независимая газета". Китайские "пираты" вышли на новый уровень: освоив технологию выпуска, Китай наладил собственное производство их аналогов с прицелом на последующий экспорт в страны третьего мира. Российские эксперты ожидали, что китайцам потребуется не менее 10 лет, чтобы разработать собственный двигатель. Но китайцы справились быстрее.
С 1992 года Россия поставила Китаю 76 Су-27СК, в 1995 году продала лицензию на производство еще 200 самолетов. С 1996 года под названием J11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов, пишет газета "Ведомости". К 2003 году Россия поставила 95 комплектов для J11, еще на 105 Китай контракт не подписал. Официально китайская сторона объяснила односторонний выход из соглашения ограниченными боевыми возможностям самолета.