Кирпичи истории

Нанкин оказался не таким исторически атмосферным, как я ожидала... Письма Инессы ПЛЕСКАЧЕВСКОЙ

Нанкин оказался не таким исторически атмосферным, как я ожидала. Ну знаете: южная столица (так дословно переводится его название, отсюда Поднебесной в течение 449 лет правили восемь династий), самая протяженная городская стена в китайской истории... Казалось, город должен дышать ею — не стеной, конечно, а историей. Вот как, например, Сиань (столица тринадцати династий) или Пинъяо (фантастический городок в провинции Шаньси, где полностью (!) сохранилась историческая застройка внутри стены). Но в прогулках по центру Нанкина нас сопровождал непрекращающийся зубодробительный звук отбойного молотка. Оно и понятно: в следующем году в расположенном неподалеку Шанхае (два часа на скоростном поезде — для Китая это практически «за углом») будет целых полгода шуметь–гулять Всемирная выставка (у Беларуси там будет свой павильон — так что милости просим!), и Нанкин надеется поиметь от нее свои дивиденды. Что тоже естественно: если вы впервые в жизни окажетесь в следующем году в Китае и как раз в самой развитой в стране дельте Жемчужной реки, то наверняка вам захочется увидеть как можно больше. Нанкин пропустить негоже — все ж таки столица, пусть и южная. Но все это, конечно, при условии, что вы любознательны, а не только шоппингом интересуетесь.


А то есть у меня один знакомый, мы с ним в «Одноклассниках» общаемся, так он собирается в Гонконг на выставку сувениров (то ли покупать, то ли продавать — не вникала в подробности). Я ему говорю: купи в книжном магазине мой путеводитель по Китаю, там и о Гонконге много полезной и интересной информации (ну каждый автор себя тешит...). А он отбивается: нет, мол, я же туда работать еду, какие такие достопримечательности? Ладно бы начальству пыль в глаза пускал, но мне–то зачем?


Ну так вот Нанкин. По китайским меркам город небольшой — каких–то 6 млн. жителей. Поэтому метро строить только начали и пока лишь одну ветку одолели. Чтобы заполучить метро в любом городе, нужно получить санкцию Госсовета (Совета Министров по–нашему). До самого недавнего времени санкцию эту выдавали далеко не по первому требованию: все–таки метро — штука дорогая, хотя очень для населения приятная и для разгрузки городских улиц полезная. А сейчас такие санкции дают не то чтобы пачками и всем желающим, но гораздо охотнее: в Пекине решили, что главное лекарство от экономического кризиса — большие государственные вложения в инфраструктурное строительство. Так что, думаю, к началу Всемирной выставки в Шанхае в Нанкине звук отбойных молотков стихнет (ведь главная ветка метро уже функционирует), бордюрчики уложат (очертаниями они напоминают городскую стену с зубцами — нужно полагать, для придания той самой атмосферы, которой мне немного не хватило), и будет полная красота.


Между прочим, строить в Нанкине всегда умели. Та самая стена, которой я вам уже голову задурила, уникальна не только протяженностью (более 35 км, однако), но и формой — она не круглая и не квадратная (как большинство других в Китае), а очерчивает город, каким он был на момент строительства. То есть никакой такой задуманной формы у нее нет, и этим она сильно достопримечательна.


Как и кирпичами, которые можно хорошенько рассмотреть на когда–то самых–самых городских воротах Китая — Чжуньхуа. На многих кирпичах четко видны столбцы иероглифов — одно из древнейших доказательств того, что качество в строительстве было проблемой всегда. Тогда за качество боролись просто: произвел некачественный товар — пошел в расход вместе с ним (ну казнили в Китае за некачественное выполнение государственных заказов, если кто не понял). Ну а чтобы не пустить по ошибке в расход невинного человека, каждый попавший в городскую стену кирпич следовало маркировать и указывать имя производителя, его адрес (уезд и провинция) и данные контролера за качеством продукции (контролеры несли такую же ответственность за продукцию, как и производители). Так что нет ничего удивительного, что ворота крепки и поныне. Стену построили всего за двадцать лет, с 1366 по 1386 год. Правда, строителей было, как испокон веков повелось в Поднебесной, армия: аж 200 тысяч человек.


Стена бы и сегодня стояла, но ее разрушили не стихийные катаклизмы, а, как водится, люди: то японцы бомбили, когда захватывали город в 1937 г. (они за шесть недель вырезали более 300 тысяч местных жителей, это событие в мировой истории так и называется — Нанкинская резня), то потом город отвоевывали обратно, то расширяли проспекты для современного транспорта. Против бомб и отбойного молотка в крепких руках никакая материальная история не устоит. Но, к счастью, все же немало сохранилось. Так что будете в Нанкине — обязательно поднимитесь на ворота Чжуньхуа и восхититесь китайским инженерным гением. Кстати, первые в архитектурной истории кирпичные арки строить начали тоже здесь. Может, расскажу как–нибудь. Потом. Если захотите.


Нанкин — Пекин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter