Киото:монстр или друг?

Одни называют его сдерживающим фактором в развитии экономики, другие – хорошим способом привлечения инвестиций. У Киотского протокола, собственно, как и у теории глобального потепления, есть немало противников и сторонников. И все же Беларусь 12 августа этого года вслед за соседкой Россией  подписала Киотский протокол. Сейчас многие задаются вопросами: какова цель этих договоренностей? Нет ли подвохов в Киотском протоколе? Изменился ли климат на самом деле и будет ли он меняться дальше? Что даст присоединение к протоколу экономике Беларуси? На эти и многие другие вопросы отвечает заведующий лабораторией Объединенного института энергетических и ядерных исследований (ОИЭЯИ) «Сосны» НАНБ Александр Гребеньков, эксперт проекта ЕС «Техническое содействие Украине и Беларуси в выполнении обязательств по предупреждению глобального изменения климата». Парниковый эффект  был  всегда

Одни называют его сдерживающим фактором в развитии экономики, другие – хорошим способом привлечения инвестиций. У Киотского протокола, собственно, как и у теории глобального потепления, есть немало противников и сторонников. И все же Беларусь 12 августа этого года вслед за соседкой Россией  подписала Киотский протокол. Сейчас многие задаются вопросами: какова цель этих договоренностей? Нет ли подвохов в Киотском протоколе? Изменился ли климат на самом деле и будет ли он меняться дальше? Что даст присоединение к протоколу экономике Беларуси? На эти и многие другие вопросы отвечает заведующий лабораторией Объединенного института энергетических и ядерных исследований (ОИЭЯИ) «Сосны» НАНБ Александр Гребеньков, эксперт проекта ЕС «Техническое содействие Украине и Беларуси в выполнении обязательств по предупреждению глобального изменения климата».
Парниковый эффект  был  всегда
Научные исследования говорят, что деятельность человека оказывает существенное влияние на климат. Те же парниковые газы, которые выбрасываются техногенными источниками, сдерживают энергетические потоки земли,  создавая эффект одеяла. Собственно, парниковый эффект в природе существовал всегда. Если бы его не было, Земля была бы примерно на 30 градусов холоднее, чем сейчас, и жизнь бы на ней практически замерла. Но когда устоявшийся, сбалансированный процесс нарушается, концентрация парниковых газов в атмосфере увеличивается, что ведет к глобальному потеплению климата.
По данным Международной группы экспертов, в 2100 году средняя температура на Земле увеличится на 1,4—5,8 градуса. Вслед за ней из-за таяния льдов поднимется средний уровень океана, повысится и частота аномальных природных явлений. «С 1860 года и до начала промышленной эры, — говорит Александр Гребеньков, — средняя температура на земле была на 0,4 градуса ниже, чем в 1990-м. Затем она увеличилась еще раз после того, как в энергетике и промышленности стали применяться новые принципы, связанные с использованием ископаемого топлива. И сейчас  температура продолжает расти». Концентрация в атмосфере двуокиси углерода тысячу лет оставалась неизменной и резко увеличилась на четверть за последние сто лет. Соответственно, изменился и тепловой поток у поверхности земли. Источниками парниковых газов, конечно, являются энергетика и транспорт — самые активные потребители ископаемого топлива.
Разные обязательства
Механизм Киотского протокола призван решить целый ряд вопросов, связанных с сокращением выбросов парниковых газов. Но подписавшие документ страны имеют разные стартовые позиции по объему таких выбросов, разные экономические потенциалы и т.д. Киотский протокол способствует более справедливому распределению ресурсов, а также развитию ресурсосберегающих энергоэффективных технологий в тех странах, где этот процесс имеет финансовые, социальные или другие барьеры. Для этого протокол вводит три гибких механизма: торговлю квотами, совместное осуществление проектов по сокращению выбросов и приобретение прав на выбросы с помощью механизма «чистого развития». Последний был разработан специально для развивающихся стран, у которых нет обязательств по сокращению выбросов. Он должен помочь им в сотрудничестве с международным сообществом для сокращения парниковых газов с меньшими затратами, таким образом обеспечив устойчивое развитие и активное участие всех государств в области изменения климата.
Механизм «совместного осуществления» основан на партнерстве между компаниями и инвесторами развитых стран и стран с переходной экономикой. Суть его в том, что партнер-инвестор передает современную энергосберегающую технологию или капитал, а получатель в свою очередь снижает выбросы или увеличивает поглощение парниковых газов, обеспечивая таким образом выполнение целей протокола. Достигнутый при этом эффект идет в зачет обеим сторонам в пропорции, о которой они заранее договорились.
Экономические мотивы
Предельные затраты, например, Японии на сокращение выбросов углекислого газа значительнее, чем затраты Беларуси. По словам Александра Жоресовича, для того, чтобы снизить количество выбросов на
1 тонну, Японии выгоднее инвестировать в Беларусь и общими усилиями снижать количество выбросов парниковых газов на Земле. Что это дает нашей экономике? «Ежегодный объем свободных квот в Беларуси, — отмечает собеседник,— по нашим оценкам, составит от 45 до 50 миллионов тонн углекислоты. Немного? Но ведь стоимость одной тонны выбросов СО2 на рынке квот будет постоянно расти, поскольку все больше стран будет присоединяться к этим механизмам. Таким образом, по предварительным подсчетам, Беларусь может вполне рассчитывать на инвестиционный потенциал до 550 миллионов долларов в год».
Беларусь имеет достаточно эффективную экономику, менее ресурсозатратную, чем многие другие страны с переходной экономикой. А значит, мы можем продолжать накапливать единицы снижения выбросов для следующего возможного периода обязательств (нынешний заканчивается в 2012-м), которые устанавливает Киотский протокол. Но… Скептики говорят, что, мол, уже через 2—3 года после начала контрольного периода мы можем реализовать все свои квоты, а потом будем вынуждены их покупать, чтобы эффективно развивать промышленность и при этом держаться на уровне наших обязательств. Однако, согласно прогнозам специалистов ОИЭЯИ, даже к 2015 году (учитывая все нынешние мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности) мы не достигнем максимального уровня выбросов, обозначенного для Беларуси Киотским протоколом. Кроме того, использование механизма
«совместного осуществления» позволяет сохранять на том же уровне объемы разрешенных выбросов, торгуя только единицами сокращения, которые появляются при реализации проектов.
Куда  вкладывать средства?
Конечно же, в те отрасли и технологии, которые  являются основными поставщиками выбросов. Поскольку внедрение и освоение современных продвинутых технологий будет способствовать сокращению числа выбросов, а также даст возможность получить другие выгоды социально-экономического и экологического характера, причем долговременные. «В частности, инвестиции, — уточняет А.Гребеньков, — нужно вкладывать в развитие возобновляемых источников энергии, повышение эффективности генерирующих источников. Хотя бы потому, что мировые инвестиции в возобновляемые источники энергии за неполное десятилетие составили 110 миллиардов долларов. А в следующие 10 лет они достигнут 85 ежегодных миллиардов долларов».
Основная сегодняшняя задача — создать благоприятные условия для инвестиционной активности. По мнению Александра Жоресовича, пришло время для формирования долгосрочной политики по совместному осуществлению задач Киотского прокола. «Нужно создать, — говорит он, — соответствующую структуру, определить приоритетные сектора, категорию проектов, которые будут соответствовать этим секторам, найти инвесторов, определить объемы привлечения средств и многое другое».
…Есть мнение, что Киотский протокол – всего лишь выдумка тех, кто хочет получить прибыль от сокращения выбросов парниковых газов, и что на самом-то деле никакого глобального потепления нет. Даже если бы это было так, важнее, что соглашение, которое подписала и  Беларусь, может привести к более эффективному и рациональному использованию природных ресурсов страны. А это уже немало.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter