“Киношок” без шоковых ситуаций

В Анапе с 17 по 25 сентября под патронатом правительства и Министерства культуры России, Федерального агентства по культуре и кинематографии, краевой и городской администраций проходит ХV Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии “Киношок”. О кинособытиях минувших пятнадцати лет рассказывает генеральный директор фестиваля, актриса Ирина Шевчук.

— В начале 90-х, когда мы думали, в какой форме проводить наш фестиваль, кино умирало на глазах, а у людей была вышиблена почва из-под ног. Вокруг было столько грязи, уродства и нищеты, что мы не понимали, куда и зачем идем. Эйфория от наступившей “демократии” быстро закончилась. И мы решили пойти от обратного, в энциклопедиях выискали значение понятия “шок”, которое трактовалось по-разному, и мудрые люди согласились с нами, что шок можно испытать и от прекрасного. Сейчас “Киношок” остался в качестве торговой марки, “ярлычка” для узнаваемости, а мы давно называемся “Открытым фестивалем кино стран СНГ и Балтии” и не придерживаемся никаких “шоковых” ситуаций.
Сегодня кино снимается во всех странах, исключая Туркменистан. В Армении даже свой фестиваль появился — “Золотой абрикос”. Проводят свои фестивали на Украине и в Беларуси: известный всем “Листопад” в Минске и — новый — в Бресте. На “Листопаде”, который вначале тоже назывался фестивалем стран СНГ, а потом стал международным, я была неоднократно, мы дружим с белорусскими кинематографистами.
К сожалению, много проблем после всех “распадов” в кинематографе Грузии, но кино там снимают и очень неплохо.
Грузинские картины не раз получали призы на нашем фестивале, вот и в прошлом году “Тбилиси, Тбилиси” и “Прогулка в Карабах” были отмечены Гран-при и “За лучшую режиссуру”. Тяжеловато живется таджикским кинематографистам, тем не менее замечательный молодой режиссер Джамшед Усмонов, который в позапрошлом году был победителем “Киношока”, представляет в конкурсе этого года картину “Чтобы попасть в рай, ты должен умереть”, снятую совместно с французами. Вообще качество картин и возрастной ценз участников очень изменились: если в середине 90-х годов на фестиваль приезжали все-таки люди старшего и среднего поколений, то сейчас лидирует молодежь.
Не случайно на нашем фестивале в свое время появлялись такие конкурсы, как “Кино под открытым небом”, конкурс проектов, конкурс короткого метра, который теперь перерос во внутренний фестиваль “Шорт-шок”.
Есть у нас фестиваль “Киномалышок”, который, несмотря на то что в странах СНГ, и в России в том числе, очень мало снимают детское кино, мы проводим уже пять лет.
И еще один наш эксперимент, в котором тоже участвуют страны СНГ. Так называемый “ТВ-шок” — кино на цифре, которое снимают для телевидения. Мы начали этот эксперимент несколько лет назад, когда появилась “цифра”, и у нас пока нет жюри, мы ориентируемся на зрительские рейтинги. Показы проходят в городском кинозале “Океан”, там же мы представляем публике наших актеров. Устраиваем свободное общение, даем возможность зрителям поговорить с актерами, задать им вопросы, сфотографироваться с ними. Зрителям это очень нравится, этих встреч они ждут целый год.
И еще конкурс “Кино без пленки”, в котором тоже участвуют кинематографисты всех стран СНГ, в основном молодежь, увлеченная поиском новых форм и жанров, привлечением новых технологий. В этом экспериментальном конкурсе представляют, конечно, кино не игровое, а разножанровое.
Понятно, что разрушить все было гораздо проще, чем потом восстанавливать, все мы пережили этот период. Но мы ни разу не отменяли наш фестиваль, и даже если в какой-то из стран, к примеру в Туркмении, Молдавии, Армении, Киргизии, не было ни одного нового фильма, кинематографисты все равно приезжали к нам на “Киношок”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter