В год 100-летия белорусского кино вспоминаем режиссера Владимира Корш-Саблина

Кинолетописец эпохи

В этом году мы празднуем 100-летие белорусского кино. В свете приближающегося юбилея стоит вспомнить имена, стоявшие у истоков национальной кинематографии. 29 марта киноманы отмечают день рождения одного из основоположников белорусского кино народного артиста БССР и СССР Владимира Корш-Саблина. Режиссер снимал картины самых разных жанров, работал художественным руководителем нашей киностудии, воплотил в жизнь много талантливых замыслов и помогал другим.

archives.gov.by

Знаменитые предки

Будущий кинорежиссер родился в Москве 29 марта 1900 года в семье известного издателя Владимира Саблина. Его дедом был видный театральный деятель Федор Адамович Корш, создатель первого частного театра в России — Русского драматического (сейчас в этом здании располагается Театр наций). Окончив Московское реальное училище, какое-то время Владимир работал в театре своего деда, пересмотрел весь репертуар. По легенде, Федор Корш был так впечатлен талантом внука, что разрешил ему использовать на сцене и свою знаменитую фамилию. Молодой актер был натурой ищущей: работал в театрах Симферополя, Мелитополя.

Доброволец

Во время гражданской войны Владимир пошел добровольцем в Красную армию. Служил, помимо прочего, помощником в кавалерии, адъютантом командира полка. После войны молодой актер работал в Казанском драматическом театре. В 1923 году он был приглашен на Ялтинскую кинофабрику в качестве военного консультанта на съемки фильма, посвященного событиям гражданской войны. Тогда кино не вызвало у него большого интереса, но оно само, как некая невидимая сила, твердо решило взять Владимира в оборот.

«Крылья холопа».

В тандеме с Пырьевым

«Красные листья».
С 1925 года он работал помощником, ассистентом режиссера и актером киностудии «Госкино» («Совкино») в Москве. Режиссер Юрий Тарич, муж тети по материнской линии, предложил племяннику испытать судьбу в кинематографе еще раз, пригласив его в качестве актера и своего помощника в новый фильм «Крылья холопа». В 1926 году Владимир Корш-Саблин и Иван Пырьев, будущий режиссер картин «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» и многих других, снова стали ассистентами Юрия Тарича, приступившего к съемкам фильма «Лесная быль» на только что организованной студии «Белгоскино». В нем же Корш-Саблин сыграл роль адъютанта.

Видимо, в талант молодого человека поверили и потому дали проявить себя. После этих киноопытов Корш-Саблин снял свой собственный первый художественный фильм «В огне рожденная», затем последовал «Первый взвод». Исполнитель одной из ролей в этом фильме актер Борис Бабочкин, будущий Чапаев в кино, писал: «Я снялся до этого в трех картинах и решил: больше никогда в кино сниматься не буду — так мне это не понравилось. Но встреча с Владимиром Саблиным переменила мое отношение к кинематографу. Этот милый, талантливый, работоспособный, деликатный человек Володя Корш сделал с нами то, что мы на всю жизнь... я, например, полюбил кинематограф и стал в нем работать».

Дружба с Дунаевским, открытие Смирновой

В этом же фильме впервые прозвучали и аранжировки белорусских народных и солдатских песен Исаака Дунаевского, дружбу с которым Корш-Саблин сохранил на всю жизнь. Композитор написал музыку почти ко всем его картинам — следующей стали «Искатели счастья». В комедии «Моя любовь», тоже с музыкой Исаака Дунаевского, режиссер открыл для большого кино выдающуюся актрису Лидию Смирнову, которая к моменту встречи с ним, как и Борис Бабочкин, несколько разочаровалась в кинематографе. Роль Шурочки стала для нее звездным билетом в профессию.

Огненные годы

Особая страница в биографии Корш-Саблина — Великая Отечественная война. С июня по ноябрь 1941 года он режиссер киностудии «Ленфильм» и одновременно командир взвода рабочего истребительного отряда от Петроградского райкома ВКП(б). С декабря 1941-го до июня 1943-го — режиссер Центральной Объединенной киностудии, которая действовала в Алма-Ате. С июня 1943 года до октября 1945-го — режиссер киностудии «Союздетфильм», режиссер Центральной студии документальных фильмов и одновременно начальник киногруппы при штабе партизанского движения Белоруссии. За руководство фронтовой киногруппой он получил медаль «Партизану Отечественной войны» I степени. Совместно с Николаем Садковичем Корш-Саблин стал автором полнометражного документального фильма «Освобождение Советской Белоруссии». Его послевоенная картина «Константин Заслонов» удостоилась Сталинской премии.

Вкус к литературе

Корш-Саблин снял проникновенный фильм о возрождении деревни «Новый дом». Киноповесть «Посеяли девушки лен» обращалась к сценам современной колхозной жизни. Владимир Владимирович всячески пропагандировал в своем творчестве белорусскую литературу, дружил со многими писателями, экранизировал пьесы Кондрата Крапивы «Поют жаворонки» (совместно с Константином Санниковым) и «Кто смеется последним». По трилогии Якуба Коласа «На росстанях» снял фильм «Первые испытания».

Масштаб во всем

Владимир Корш-Саблин вместе с Павлом Армандом принимал участие в создании масштабного полотна режиссера Алексея Спешнева «Москва — Генуя», посвященного первым шагам советской дипломатии на международной арене. Картина получила премию на Всесоюзном кинофестивале и Государственную премию БССР в области кинематографии.

Время действия его картины «Запомним этот день» снова переносило зрителей в 1917 год, как и последняя работа мастера — историческая драма «Крушение империи» (в этой работе режиссером-сопостановщиком стал Николай Калинин).


Художественным руководителем «Беларусьфильма» Корш-Саблин был два периода: 1945—1960 годы и 1969—1974 годы, Союз кинематографистов Беларуси возглавлял с 1957 по 1974 год. В личной жизни режиссера всегда рядом находилась любимая женщина — Надежда Бриллиантщикова, которая раньше была женой писателя Михаила Зощенко.

Владимир Корш-Саблин ушел из жизни 6 июля 1974 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске. В его честь названа одна из улиц нашей столицы, на доме, где он жил, и фасаде киностудии «Беларусьфильм» установлены мемориальные доски. Высокий гуманистический посыл работ Корш-Саблина, умение работать с актерами, изобразительная культура кадра на долгие годы определили лицо белорусского кинематографа, который движется к своему 100-летнему юбилею.

«Моя любовь».

НЕ ПРОПУСТИТЕ

На телеканале «Беларусь 3» к 100-летию белорусского кино продолжается тематическая ретроспектива документальных фильмов из золотого фонда Белтелерадиокомпании. А 29 марта ко дню рождения Владимира Корш-Саблина приурочен показ картин «Кто смеется последним» и «Константин Заслонов».
Каждый режиссер — сын своего времени. И Корш-Саблин всей душой отзывался на все его вызовы, проблемы… Нет ничего странного, что для него, свидетеля многих исторических событий, участника нескольких войн, особенно близкой была историко-революционная и военная тематика. Она нашла отражение в его художественных фильмах «Огненные годы», «Константин Заслонов», «Красные листья».
pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter