О чем говорят кадры, запечатлевшие летчика-героя Александра Мамкина накануне его последнего полета

Кинолетопись подвига

Без малого 79 лет прошло с той апрельской ночи 1944 года, когда пилот 105‑го гвардейского авиаполка ГВФ Александр Мамкин совершил бессмертный подвиг: он предпочел заживо сгореть на своем полотняно-деревянном биплане Р-5, подбитом немецким истребителем, чем прыгнуть с парашютом и бросить в неуправляемом самолете десять детей-сирот, двух раненых партизан и воспитательницу детского дома, которых вывозил из партизанского отряда на Большую землю. И спас их, из последних сил ювелирно посадив израненную машину на берег озера.

Александр Мамкин спасает детей.
Кадры из документального фильма «Освобождение Советской Белоруссии», 1944 год, БГАКФФД.

Кто снял эпизоды, вошедшие в историю?

О последнем полете Александра Мамкина написаны сотни статей, десятки книг, сняты фильмы. И тем не менее становятся известны все новые грани его подвига. Так, каноническими (вошли даже в грандиозную 20‑серийную киноэпопею «Великая Отечественная») стали кадры фронтовой кинохроники, где летчик Александр Мамкин, прилетев на партизанский аэродром, выгружает присланные с Большой земли ящики с патронами, минами, оружием для борьбы с ненавистным врагом. А перед вылетом в обратную сторону усаживает в самолет сирот из Полоцкого детского дома, накануне спасенных партизанами от участи доноров для раненой немецкой солдатни. 
Зная, что произойдет, невозможно не задуматься: кто же запечатлел последние часы жизни героя? Предчувствовал ли кинооператор, что подвиг летчика возведет его кадры в ранг документа исторического значения?
Константин Ремишевский.
Под новым углом позволяют посмотреть на это факты, собранные старшим научным сотрудником Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидатом искусствоведения Константином Ремишевским. Он поясняет:

— Впервые кадры о спасении партизанами воспитанников Полоцкого детского дома и их отправке на Большую землю появились на экране лишь в конце февраля 1945 года, когда в Минском Доме Красной Армии была показана предварительная редакция эпической документальной ленты «Освобождение Советской Белоруссии. Историческая кинохроника» Владимира Корш-Саблина и Миколы Садковича. Работа над фильмом, начатая еще в конце 1943‑го, растянулась на 15 — 16 месяцев. Требовалось создать экранный нарратив, соответствующий новым геополитическим реалиям Восточной Европы в целом и Беларуси в частности. Первоначально планировалось, что фильм станет частью цикла, посвященного «Десяти сталинским ударам», нанесенным Красной армией нацистской Германии в 1944 году. Этот замысел подвергся основательной трансформации, а фильм об освобождении Белоруссии зажил новой жизнью, повествуя о подвиге белорусского народа и став классикой национального кино. Его авторская версия, датируемая маем — июнем 1945‑го, хранится в фондах Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.


В 1964 — 1974 годах вышли обновленные версии ленты, при создании которых из оригинального экранного повествования изымались отдельные эпизоды, менялись и некоторые акценты. Пытаясь пролить свет на удивительный и во многом загадочный феномен белорусской кинолетописи военных лет, вместе с Константином Ремишевским просматриваем кадры фронтовой кинохроники, вошедшие в фильм.

Зимой и весной 1944‑го в Полоцко-Лепельской партизанской зоне действовала группа фронтовых кинооператоров Центральной студии кинохроники во главе с Иосифом Вейнеровичем, — раскрывает историю в лицах исследователь. — Он был одним из ветеранов Минской студии кинохроники, а к тому времени уже и опытным фронтовым кинодокументалистом, удостоенным в 1943 году Сталинской премии второй степени. С ним в этой же партизанской зоне создавали кинолетопись всенародного сопротивления оккупантам кинооператоры Мария Сухова и Оттилия Рейзман (уроженка Минска), Семен Школьников, в паре с которым работал недавний выпускник ВГИКа Николай Писарев. В мае 1944‑го Центральную студию кинодокументалистики возглавил знаменитый Сергей Герасимов, прекрасно понимавший, что фронтовая кинолетопись и многие годы по окончании Великой Отечественной будет определять стиль и содержание советской кинодокументалистики, а быть может, и стилевой палитры игровых лент о войне. Однако и до того многие фронтовые операторы снимали фронтовую кинолетопись, ясно понимая, что создают непреходящие документы эпохи. При этом практически каждый обладал собственным творческим почерком, индивидуальными тематическими пристрастиями, так что историки кино зачастую способны достоверно установить авторство конкретных фронтовых кадров.

В случае с хроникой спасения детей-детдомовцев Александром Мамкиным и другими героическими летчиками 105‑го полка ГВФ сложной искусствоведческой атрибуции не требуется. Весь этот уникальный материал создан Иосифом Вейнеровичем, Марией Суховой и Оттилией Рейзман. Однако имелась ли у кинодокументалистов физическая возможность снять эмоциональные кадры, запечатлевшие вереницу саней со спасенными детьми или то, как Мамкин усаживает закутанных в платки малюток в тесную кабину самолета, непосредственно по ходу событий? Специалисты утверждают, что низкая чувствительность пленки, недостаточная светосила оптики, необходимость частых перезарядок камеры объективно вынуждали кинохроникеров применять методы «организации кадра» или «восстановления факта». Впрочем, это ни в коей мере не снижает достоверность кинолетописи всенародной борьбы белорусского народа за свое освобождение как исторического документа эпохи.

Иосиф Вейнерович, 1942 год. Накануне первой заброски через линию фронта. Фото из семейного архива дочерей оператора Ирины и Татьяны.

С кинокамерой вместо автомата

Запечатлев на пленку подвиг партизан и летчиков, кинолетописцы тем самым внесли в анналы истории и свой собственный подвиг — творческий. Проблема достоверности хроникальных съемок в середине войны была настолько остро поставлена руководством всесоюзного Кинокомитета, что летом и осенью 1943 года отдельные кинорепортеры даже исключались из фронтовых киногрупп, если материал, снятый в тыловом эшелоне войск, выдавался за подлинный, боевой.
Иосиф Вейнерович был не из таких, он один из немногих операторов, трижды совершивших рейды за линию фронта. Но что такое с трехпудовым рюкзаком аппаратуры за плечами десантироваться с парашютом к легендарному партизанскому генералу Сидору Ковпаку? Как минимум компрессионная травма позвоночника, после которой можно остаться инвалидом. А Иосиф Вейнерович уже на третий день после приземления снимал кадры партизанского перехода в районе деревни Чернь.

А за время пребывания в Полоцко-Лепельской партизанской зоне он несколько раз возвращался на Большую землю, чтобы передать результаты съемок «партизанской кинобригады» для очередного выпуска кинопериодики или хроникального выпуска. Потом попутным рейсом с летчиком Мамкиным возвращался в тыл врага. Надо понимать: каждый такой перелет был рискованным. Оператор, очевидно, достаточно хорошо познакомился с Александром Петровичем и его боевыми товарищами. Так в партизанскую кинолетопись вошли кадры посадки самолета, управляемого легендарным пилотом Николаем Жуковым. Документы из семейного архива кинодокументалиста Иосифа Вейнеровича, бережно хранимого его дочерьми Ириной и Татьяной, позволяют говорить о том, что выдающийся мастер белорусской кинохроники накапливал материал для большого фильма о летчиках-героях, желая рассказать о них от первого лица. И такой полнометражный документальный фильм «Дорога без привала», включающий эпизоды о партизанах и летчиках, связывавших их с Большой землей, Иосиф Вейнерович создал в 1965‑м.

Летчик Николай Жуков (в центре) у партизан, 1943 год.
Кадр из документального фильма «Освобождение Советской Белоруссии», 1944 год, БГАКФФД.

Однако вернемся на 20 с лишним лет назад. Предчувствуя летнее наступление Красной армии, ранней весной 1944‑го оккупанты решили зачистить Полоцко-Лепельскую партизанскую зону. Иосиф Вейнерович улетел на Большую землю с бесценным материалом за несколько дней до того, как вражеское кольцо окончательно сомкнулось. 
А операторы Мария Сухова и Николай Писарев героически погибли 5 мая 1944 года при прорыве блокады. Впоследствии их коллега Семен Школьников (которому, как и Оттилии Рейзман, удалось выйти в не занятую врагом зону) рассказал об этом в пронзительной ленте «Мария».
— В фильме «Освобождение Советской Белоруссии» эпизод о спасении детей занимает 14 секунд, — продолжает Константин Ремишевский. — Но, чтобы включить его в ленту, авторам приходилось выбирать кадры из рабочего материала, и, следовательно, должны были сохраниться так называемые монтажные остатки. Уже найдены и изучены съемочно-монтажные листы января — марта 1944‑го, собственноручно составленные Марией Суховой и доставленные на студию Иосифом Вейнеровичем вместе с отснятым материалом. Очень важно найти, исследовать, ввести в научный и общественный оборот весь этот материал.

Где искать недостающие кадры?

Из недавно вышедшей монографии Константина Ремишевского «Врагу беспощадная лютая месть!»: кинолетопись и киножурнал «Савецкая Беларусь» огненных лет (июнь 1941 — ноябрь 1945 года)» мы узнаем, что в 1958 и 1962 годах из российских архивов в Беларусь было передано около 70 кинодокументов, причем многие без монтажных листов и другой документации, содержащей фамилии операторов, сведения о месте и времени съемок. Однако это далеко не весь массив фронтовой кинолетописи, снятой на белорусской земле. Многие неизученные, но очень важные для идеи белорусской государственности сюжеты находятся в фондах Российского архива кинофотодокументов. Их значение трудно переоценить.

— Не вызывает сомнений, что национальная кинолетопись, запечатлевшая значимые, а порой и ключевые моменты нашей истории, является неотъемлемой частью культурного наследия Беларуси, — считает Константин Ремишевский. — Минувший Год исторической памяти наглядно это показал. Историческая правда не позволяет примириться с разного рода монтажными подтасовками и другими попытками использовать хроникальные кадры наперекор принципам документализма, которых придерживались фронтовые кинохроникеры. Произвольному, некорректному использованию кинолетописи ученые и исследователи могут противопоставить всестороннее и системное изучение всего массива кинодокументов, выявление и обнародование всей правды об обстоятельствах съемки, мотивации авторов, рассказ о подлинной, нередко кровавой цене кадра.

Национальное достояние

Однако найти, систематизировать, изучить и осмыслить неизвестные пока сюжеты о той войне отнюдь не просто. Ведь работа с кинолетописным наследием сопряжена с набором специфических особенностей. Одна из главных проблем — необходимость многократного просмотра изображения, его остановки для скрупулезного изучения попавших в кадр деталей, сопоставления одного кинодокумента с другими. Все это можно совершать лишь с цифровыми копиями киноленты. Нередко для правильной атрибуции небольшого ролика кинохроники необходимо найти и изучить десятки страниц организационно-распорядительной документации и других письменных свидетельств. С учетом всего этого в Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси сформирован аудиовизуальный информационный ресурс «Кинолетопись всенародного сопротивления и освобождения Беларуси 1941 — 1944 гг.», вобравший в себя результаты историко-искусствоведческой атрибуции почти всей белорусской фронтовой кинолетописи из фондов Белорусского архива кинофотофонодокументов. Нашли свое почетное место там и кадры с ­Александром Мамкиным, его боевыми друзьями.

— Эта работа лежит в русле современных общемировых тенденций развития науки, культуры, общества, предполагающих синтез, интеграцию различных подходов и дисциплин с активным привлечением возможностей информационных технологий, — комментирует заместитель директора Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси по научной и инновационной работе доктор исторических наук Сергей Витязь. — В данном случае на основе выполненной научно-исследовательской работы по истории белорусской кинолетописи периода Великой Отечественной войны сформирован уникальный по своему содержанию тематический информационный ресурс. Он является одним из разделов автоматизированной информационной системы историко-культурного наследия, в которой представлены, описаны и сохраняются в цифровом виде сведения о научных коллекциях центра, признанных национальным научным достоянием. Такой была изначальная цель создания этой системы, и ее практическая реализация подтвердила плодотворность таких подходов.
Пополнится ли эта замечательная коллекция недостающими пока кадрами о летчике Александре Мамкине? Появится ли возможность увидеть неизвестные пока зрителю кинокадры освобождения Витебска, Могилева, Барановичей, Лиды и других белорусских городов, снятые фронтовыми документалистами в ходе операции «Багратион»? Уже обнаружены и проанализированы уникальные письменные свидетельства (съемочно-монтажные листы того времени), подтверждающие, что кинолетопись освобождения Беларуси значительно полнее и масштабнее, чем представлялось ранее.
bibikov@sb.by

Александр Мамкин погиб в 27 лет и похоронен в российском городе Велиж. Спасенные им «дети Мамкина» дали жизнь десяткам детей и внуков. Сам он был представлен к званию Героя Советского Союза, однако награждение так и не состоялось.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter