Кино «второй свежести»

Большинство нынешних российских премьер — клоны голливудских фильмов
Большинство нынешних российских премьер — клоны голливудских фильмов

По некоторым оценкам, годовой оборот мировой индустрии подделок элитных часов составляет около 100 млрд. долларов. Но опытные эксперты всегда готовы поделиться с вами рецептом, как отличить копию от оригинала. А вот что делать с современным российским кино, убедиться в качестве которого можно только потратив в кинозале два с лишним часа личного времени?

Часы слагаются в сутки, сутки — в месяцы, месяцы — в годы скуки. Собираясь в кинотеатр на очередную российскую премьеру, знайте: вполне можно стать невольным участником дешевого аттракциона «повторение пройденного».

Если проанализировать последние широко разрекламированные российские картины нынешнего проката, выяснится, что все они сделаны по голливудским рецептам. Но любопытно, что использование чужих формул не приводит постсоветский кинематограф к успеху. Сколько времени должно пройти, чтобы кинопродюсеры поняли, что для внушительного бокс–офиса вовсе не обязательно заворачивать героев в модные брэнды, селить в пентхаусы и заставлять говорить на сленге, устаревшем еще до начала съемок?

Новая российская комедия «Все могут короли» ни много ни мало повторяет фабулу знаменитой классической комедии Уильяма Уайлера «Римские каникулы». Наследники авторов фильма вряд ли тщательно изучают новинки российского кинопроката, чтобы подать в суд за нарушение авторских прав.

Напомним, в «Римских каникулах» Одри Хепберн сыграла принцессу, которая, устав от бесконечных церемоний, сбежала из дворца и прожила один день как обычная девушка, влюбившись в журналиста. Его сыграл Грегори Пек. В российском варианте герой Гоши Куценко из встречи с монаршей особой хочет без ее ведома состряпать очередную журналистскую сенсацию. А ради этого можно даже романтическим чувством пожертвовать. В картине засветился даже Жерар Депардье в роли наставника принцессы. Но фильм это не спасает. По мнению критики, ощущение от него странное. Если даже предположить, что европейские монаршие особы могут всем мировым курортам предпочитать холодные берега Невы, вряд ли в реальной жизни они ведут себя как школьники младших классов, попавшие на экскурсию в зоопарк.

Другая шумная премьера — «Стритрейсеры» копирует стилистику американского боевика «Форсаж». Ее место действия — подпольные гонки на автомобилях в Петербурге. Харизматичный Степан в исполнении Алексея Чадова — еще пару–тройку таких ролей, и звезда артиста явно закатится — возвращается из армии. Автомастерская его отца теперь принадлежит некоему Докеру, занимающемуся организацией уличных гонок. Но гонки для него только прикрытие для более серьезного занятия — кражи элитных автомобилей.

Авторы проекта «Стритрейсеры» особо «гордятся» тем, что на съемках картины было разбито 27 дорогих гоночных авто. А еще можно «гордиться» тем, что Марину Александрову авторы нарядили в какую–то доперестроечную джинсу, заставив играть совершенно невыписанный характер: выбирая между бандитом и порядочным молодым человеком, героиня Александровой, естественно, отдает предпочтение последнему...

«Стритрейсеры» настолько по–детски наивны, фабула настолько вторична, что искренне диву даешься: неужели на такой продукт найдется свой зритель? Самое удивительное, что действительно находится.

Третий пример нынешнего марта — фантастическая драма «Мы из будущего» — может быть, не так дословно копирует чей–то сюжет, зато использует весьма избитый прием перемещения во времени. Вспомнить хотя бы фантастическую трилогию «Назад в будущее».

Авторы картины попытались доступным языком рассказать подросткам о Великой Отечественной войне. Группа молодых людей, занимающихся незаконными археологическими раскопками, попадает в 1942 год. По решению задачи — привлечь к теме Великой Отечественной молодого зрителя — фильм в чем–то напоминает скандальных «Сволочей», которым отказался когда–то вручить премию на церемонии «МTV–кино» режиссер Владимир Меньшов. Тот же драйв, такие же уверенные молодые лица, необходимая доза дидактики и морали. А вот чего–то главного не хватает.

Российская киноиндустрия превратилась в какую–то безостановочную копировальную машину безликих и тусклых копий. Оптимисты наподобие генерального директора «Мосфильма» Карена Шахназарова утверждают, что российское кино — это возродившаяся из руин империя с императорским дворцом. Но приглядевшись, видим, что во дворце этом пока не проведено центральное отопление, нет воды и газа. Зато есть красочная вывеска: «Добро пожаловать в русский Голливуд». Если профессионалам и достаточно, то нам, зрителям, явно нет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter