Кино старое, таперы — новые

В Минске покажут лучшие немые совет­ские фильмы 1920-х годов

Столичный кинотеатр «Победа» — единственное в Беларуси зрелищное предприятие, входящее в международную ассоциацию «Европа Синема». Его возглавляет настоящий энтузиаст своего дела, великолепный знаток кинематографа Светлана Савчик. Это благодаря ее инициативе и стараниям в просторном фойе кинотеатра постоянно проходят выставки работ известных художников и фотомастеров. Cтало уже традицией и проведение самых различных фестивалей и тематических показов фильмов, встреч с их создателями. С 6-го по 8 ноября в кинотеатре будет показана очередная эксклюзивная программа немого кино «Cinemascope» «Вертикальный монтаж».

Наверное, не все знают, что после первых публичных киносеансов конца ХIХ – начала ХХ века стала очевидной необходимость звукового сопровождения немых движущихся изображений. Избавить кинематограф от врожденной немоты должны были живые комментаторы, граммофонные пластинки и механические или живые аккомпаниаторы-таперы. Принято считать, что сначала музыка понадобилась просто для заглушения шума прое­к­­­ционного аппарата в кинозале.

На сей раз в течение трех вечеров вниманию зрителей в «Победе» будут представлены лучшие немые совет­ские фильмы 20-х годов с живым музыкальным сопровождением современных белорусских таперов. Первым, 6 ноября, будет показан фильм режиссера Бориса Барнета «Девушка с коробкой», созданный им в 1927 году по заказу Наркомата финансов в целях пропаганды государственных выигрышных займов.

…Ох уж этот квартирный вопрос! Героиня фильма Наташа живет в Подмосковье, мастерит женские шляпки и регулярно отвозит их в магазин мадам Ирэн. Однажды Наташа знакомится с деревенским парнем Ильей, который приехал в Москву учиться. Проникнувшись сочувствием к молодому человеку, она решается на хитрость: фиктивно зарегистрировав брак, прописывает Илью в комнате, которая принадлежит ей тоже, только фиктивно…

Фильм будет озвучен музыкантами группы «Князь Мышкин».

7 ноября зрители смогут посмотреть фильм Григория Александрова и Сергея Эйзенштейна «Октябрь, или Десять дней, которые потрясли мир», кадры которого практически полностью заменили собой отсутствующие документальные первоисточники о событиях Октябрьской революции и стали хрестоматийными.

Это киноэпопея о революционных событиях в Петрограде, развернувшихся в 1917 году. Штаб революции Смольный, где большевики разрабатывают план захвата власти в Российской империи; исторический выстрел крейсера «Аврора», ставший сигналом к началу штурма Зимнего дворца; выступление Ленина на съезде Советов, возвестившее о начале новой эпохи в России, – все это проходит перед глазами зрителя. Фильм был снят по заданию Октябрьской юбилейной комиссии при Президиуме ЦИК СССР. Его премьера состоялась 7 ноября 1927 года в Большом театре СССР. Теперь картина будет показана в музыкальном сопровождении ZARTIPO (Андрей Иванов).

8 ноября зрители смогут посмотреть самую широкомасштабную и крупнобюджетную постановку 20-х годов – фильм режиссера Якова Протазанова «Аэлита» (1924 г.). Это, по определению жюри МКФ в Каннах 2000 года, «один из лучших фантастических фильмов всех времен и народов».

…Измученный послереволюционным бытом, инженер Лось конструирует аппарат для полета на Марс. Трагическая случайность вынуждает его срочно воспользоваться своим изобретением. На Марсе Лось влюбляется в царицу Аэлиту, а прилетевший с ним красноармеец поднимает восстание. Революция губит марсианскую цивилизацию…

В этой самой оригинальной экранизации нетленного произведения Алексея Толстого главных героев великолепно играют Юлия Солнцева, Игорь Ильинский, Николай Церетели, Николай Баталов, Вера Орлова, Валентина Куинджи, Павел Поль. А озвучит картину группа «Рациональная диета».

В заключение напомним, что «Вертикальный монтаж» – название статьи Сергея Эйзенштейна, которая появилась в девятом и двенадцатом номерах журнала «Искусство кино» 1940 года и в номере первом за 1941 год. В ней Эйзенштейн разъяснял термин «вертикальный монтаж», проводя аналогии с многоголосьем оркестровой партитуры, «когда это соединение является способом раскрытия смысла, когда сквозь объединения кусков действительно проступает образ темы, полный идейного содержания вещи». Так что смотрите и слушайте! На экране — наша история.

На снимках: кадры из фильмов «Аэлита», «Девушка с коробкой» и «Октябрь, или десять дней, которые потрясли мир».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter