Кино с самурайским характером
05.04.2012
«Это было знаковое событие, — вспоминает программный директор кинофестиваля «Лiстапад» Игорь Сукманов, обивавший тогда пороги кинотеатров мечтательным подростком, — и, пожалуй, единственный пример, когда арт–продукт из Японии оказался столь популярен на территории теперь уже бывшего СССР. Представьте: крупнейший зал — кинотеатр «Октябрь» на 1.000 мест и очередь, которая заканчивается у выхода из метро «Академия наук». В первый же день все билеты на текущую неделю были проданы».
Спустя почти четверть века Сёхэй Имамура, ушедший из жизни в 2006 году, вернулся в Минск: в кинотеатре «Центральный» проходит ретроспектива его творчества, организованная Центром визуальных и исполнительских искусств при поддержке нашего Министерства культуры и посольства Японии. Событие — действительно уникальное и для культурной среды, и для «картинки» международного имиджа «Лiстапада». Если фестиваль начнет жить и вне обозначенных календарных дат, это значит, что он перерос свои коротенькие «штанишки» и стал чем–то большим, чем просто форум с широко открытыми глазами. Благоприятно это скажется и на культурном имидже Беларуси, о популяризации которого за пределами страны сейчас так много говорят. Нынешний совместный белорусско–японский проект — конкретный шаг в этом непростом направлении.
— Я благодарен, что организаторы выбрали именно эти работы отца, и покажут их именно в такой последовательности, — выразил свое отношение к проекту г–н Имамура–младший. — Столь подробная ретроспектива проходит в истории нашей кинокомпании впервые. Был период, когда отец несколько отошел от художественного кино в сторону документалистики, и в Японии есть немало зрителей, который ценят именно этот его период. С другой стороны, я опасаюсь, насколько оно вам понравится. Ведь в момент создания неигрового кино художник думает о зрителе в меньшей степени, чем когда создает кино художественное. Герои его документальных работ — люди социального дна: бедняки, нищие крестьяне. В Японии это не всем нравится. Это та сторона нашей жизни, которую хотели бы скрыть от внешнего мира.
Презентацию проекта подытожил Игорь Сукманов:
— Имамура — без преувеличения, знаковая и культовая фигура мирового кинематографа. Мы очень хорошо знаем Куросаву, Кубрика, Ренуара. Но есть несколько мастеров, чье творчество в свое время не дошло до нас в полном объеме. И когда появилась возможность представить неизвестные работы Сёхэя Имамура, мы за это ухватились сразу. Он один из немногих мастеров, кто удостоен двух «Золотых пальмовых ветвей» за картины «Легенда о Нараяме» и «Угорь». Режиссеров с подобными успехами можно пересчитать по пальцам: Фрэнсис Форд Коппола, Билле Аугуст, Эмир Кустурица и братья Дарденны. Единственный представитель Востока в этом списке — Имамура. Поэтому мы — счастливы.
...Завершится ретроспектива завтра показом фантастической драмы «Черный дождь» по роману Масудзи Ибусэ. В нем мы увидим еще одну ипостась Имамуры — режиссера–пророка.