Кино с самурайским характером

В конце 80–х гг. прошлого века очередями в кассы кинотеатров вряд ли кого–то можно было удивить...

В конце 80–х гг. прошлого века очередями в кассы кинотеатров вряд ли кого–то можно было удивить. «Интердевочка», «Данди по прозвищу «Крокодил», «Маленькая Вера», «Кинг–Конг», «Меня зовут Арлекино» собирали полные залы. Зритель голосовал рублем, с одной стороны, за старую добрую зрелищность и спецэффекты, с другой — за вдруг хлынувшую с экрана социальную правду. Был и еще один фаворит той романтической поры — драма японского режиссера Сёхэя Имамуры «Легенда о Нараяме», удостоенная «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.


«Это было знаковое событие, — вспоминает программный директор кинофестиваля «Лiстапад» Игорь Сукманов, обивавший тогда пороги кинотеатров мечтательным подростком, — и, пожалуй, единственный пример, когда арт–продукт из Японии оказался столь популярен на территории теперь уже бывшего СССР. Представьте: крупнейший зал — кинотеатр «Октябрь» на 1.000 мест и очередь, которая заканчивается у выхода из метро «Академия наук». В первый же день все билеты на текущую неделю были проданы».


Спустя почти четверть века Сёхэй Имамура, ушедший из жизни в 2006 году, вернулся в Минск: в кинотеатре «Центральный» проходит ретроспектива его творчества, организованная Центром визуальных и исполнительских искусств при поддержке нашего Министерства культуры и посольства Японии. Событие — действительно уникальное и для культурной среды, и для «картинки» международного имиджа «Лiстапада». Если фестиваль начнет жить и вне обозначенных календарных дат, это значит, что он перерос свои коротенькие «штанишки» и стал чем–то большим, чем просто форум с широко открытыми глазами. Благоприятно это скажется и на культурном имидже Беларуси, о популяризации которого за пределами страны сейчас так много говорят. Нынешний совместный белорусско–японский проект — конкретный шаг в этом непростом направлении.


В предложенной ретроспективе, которую представил сын режиссера, генеральный директор компании «Имамура продакшн» Хиросукэ Имамура, экспериментальная работа «Испарившийся человек», документальное кино, черно–белая фантастика «Черный дождь», удостоенная приза высшей технической комиссии Каннского кинофестиваля 1989 года. В таком объеме ретроспектива на территории СНГ проводится впервые.


— Я благодарен, что организаторы выбрали именно эти работы отца, и покажут их именно в такой последовательности, — выразил свое отношение к проекту г–н Имамура–младший. — Столь подробная ретроспектива проходит в истории нашей кинокомпании впервые. Был период, когда отец несколько отошел от художественного кино в сторону документалистики, и в Японии есть немало зрителей, который ценят именно этот его период. С другой стороны, я опасаюсь, насколько оно вам понравится. Ведь в момент создания неигрового кино художник думает о зрителе в меньшей степени, чем когда создает кино художественное. Герои его документальных работ — люди социального дна: бедняки, нищие крестьяне. В Японии это не всем нравится. Это та сторона нашей жизни, которую хотели бы скрыть от внешнего мира.


Презентацию проекта подытожил Игорь Сукманов:


— Имамура — без преувеличения, знаковая и культовая фигура мирового кинематографа. Мы очень хорошо знаем Куросаву, Кубрика, Ренуара. Но есть несколько мастеров, чье творчество в свое время не дошло до нас в полном объеме. И когда появилась возможность представить неизвестные работы Сёхэя Имамура, мы за это ухватились сразу. Он один из немногих мастеров, кто удостоен двух «Золотых пальмовых ветвей» за картины «Легенда о Нараяме» и «Угорь». Режиссеров с подобными успехами можно пересчитать по пальцам: Фрэнсис Форд Коппола, Билле Аугуст, Эмир Кустурица и братья Дарденны. Единственный представитель Востока в этом списке — Имамура. Поэтому мы — счастливы.


...Завершится ретроспектива завтра показом фантастической драмы «Черный дождь» по роману Масудзи Ибусэ. В нем мы увидим еще одну ипостась Имамуры — режиссера–пророка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter