Кино с проекцией на прибыль

Кинопрокат должен контролироваться государством.
Кинопрокат должен контролироваться государством. Иначе вал дикости захлестнет общество с головой. Прошедшие годы показали, что пущенное на самотек дело привело к хаосу. Хороших фильмов мало, а кинотеатры разрушаются.

Хотя в нашей стране все более-менее обстоит в порядке. Скажем, на Брестчине реформирование киносети так или иначе происходило в разные годы начиная с 1988-го. Сейчас идет очередное преобразование. На этот раз сотрудники облисполкома официально заявляют о стремлении идти в ногу со временем. Мол, во всем мире киноиндустрия, и в том числе деятельность кинотеатров, является весьма выгодным видом бизнеса. Чтобы эту отрасль сделать экономически эффективной и в нашей стране, необходимо сменить собственника. Новый должен быть не только непосредственно заинтересован в результатах своей деятельности, но и иметь финансовые ресурсы для модернизации кинотеатров. По задумке бывший собственник - областное государственное киновидеообъединение - переходит в подчинение управления культуры облисполкома, а его районные структуры расформировываются, киносетью же будут ведать райисполкомы в лице отделов культуры.

Понятно, возникает вопрос: располагают ли отделы культуры финансовыми возможностями для той же модернизации кинотеатров? Скорее нет, чем да. Тогда из-за чего сыр-бор? Ответ находим в одной из справок облисполкома, аргументирующей необходимость преобразований: "...В брестском кинотеатре "Беларусь" индивидуальный предприниматель арендовал большой зал, сделал евроремонт, приобрел соответствующее оборудование. В кинотеатре начали показывать новинки мирового кинематографа, в то время как во всех других кинотеатрах области оборудование износилось и морально устарело, показываемые в них фильмы зачастую весьма низкого качества и содержания".

Намек понятен. Райисполкомы выступят в качестве передаточного звена, чего они, собственно, и не скрывают - многие уже успели отделаться от заведомо убыточных киноустановок в сельских клубах, передав их на баланс сельсоветов по остаточной стоимости. Пока что не слышно, чтобы хоть один председатель сельсовета сумел своими силами запустить кино. У них нет для этого не только материальных, но и физических возможностей. Из бывших специалистов районных киновидеосетей работу у новых хозяев - в отделе культуры - удалось заполучить одному-двум человекам. Поэтому при всем желании некому выполнять специфические просьбы сельсоветов. То есть можно говорить, что работа сельской киносети временно парализована.

Таким образом, затея с передачей "важнейшего из искусств" в частные руки будет иметь успех, скорее всего, лишь в городах. По крайней мере, на первых порах.

И продавать скорее всего будут много кинотеатров. В Бресте не сможет работать без капремонта кинотеатр "Юность", а у районной администрации денег на ремонт нет. В местных СМИ прошла информация о возможном вселении торговцев в барановичский кинотеатр "Октябрь", а в отделе культуры Малоритского райисполкома мне заявили о намерении хоть сегодня продать кинотеатр "Родина", вернее, то, что от него осталось.

В этом кинотеатре, кстати, едва не случилась трагедия: зимой 2001 года рухнул потолок зрительного зала. К счастью, авария случилась утром, когда город еще спал. Стояли 20-градусные морозы, а кинотеатр не отапливался - его как злостного неплательщика коммунальники отключили от обогрева. Пошел слух, что потолочные балки расщепила замерзшая вода. Правда, специальная комиссия в своем заключении написала, что здание рухнуло из-за погрешностей при строительстве, а мороз лишь приблизил финал. Что интересно, на Брестчине по "малоритскому" проекту было построено еще несколько кинотеатров. Чтобы не накликать беду, не будем делать выводов.

А беда в истории кинофикации на Брестчине уже была, да еще мирового масштаба. 10 ноября прошлого года в деревне Бусса Ивановского района был установлен памятник из черного гранита на месте уничтоженной в 1957 году пожаром школы, где заживо сгорели 65 человек, 45 из которых - дети до 16 лет. Они пришли смотреть фильм, который по обыкновению демонстрировали на передвижной киноустановке в школе. В то время уже весь мир пользовался пленкой на безопасной триацетатной основе, в СССР же ради экономии средств пленка производилась на основе нитроцеллюлозы. При горении она выделяет смертельный яд, который при попадании в организм вызывает свертываемость крови.

Буссовская трагедия заставила страну сделать революцию в кинофикации: "нитроцеллюлозные" пленки запретили, а оборудование принялись помещать в отделенные от зрительного зала кинобудки. Сегодня можно было бы посоветовать возить арендаторов кинотеатров в Буссу, чтобы они, пройдя здесь по мостику из прошлого в настоящее, задумались, к чему может привести беспечность и за какое серьезное дело они берутся.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter