Кино с проекцией на бюджет

Кажется, еще совсем недавно в Минске существовал уникальный культурный центр - Дом кино.

Кажется, еще совсем недавно в Минске существовал уникальный культурный центр - Дом кино. Владельцем Дома кино в Красном костеле на правах собственника был Белорусский союз кинематографистов. В те времена БСК представлял собой серьезную идеологическую организацию, где должность председателя утверждалась в ЦК Компартии, а белорусский кинематограф переживал эпоху \"ренессанса\".

Сегодня времена изменились, мы живем в другой стране, в которой, к сожалению, уже нет Дома кино, да и союз на птичьих правах приютился на К.Маркса, 5.

Тем не менее представление о деятельности и возможностях БСК осталось прежним, особенно у старшего поколения, которое до сих пор наивно полагает, что правление союза может указать, подчеркиваю - указать и Министерству культуры, и руководству киностудии на те просчеты и ошибки, которые допускаются, и которых, к сожалению, в последнее время становится все больше и больше.

Наивное заблуждение.

БСК - общественная организация с правом совещательного голоса. К моему великому сожалению, сегодня Белорусский союз кинематографистов, включающий в свои ряды лучших представителей нашего кино, переживает далеко не лучшие времена, отчего и авторитет БСК низок. Но этот низкий рейтинг касается не только кинематографических организаций, но и Министерства культуры, которое определяет и кадровую политику студии, и всю стратегию развития белорусского кино.

Хорошо, если в этом ведомстве понимают, что все проблемы - общие, а не только БСК или киностудии...

Замечу, что негативные процессы в киноотрасли начались давно. Мягко говоря, я не завидую нашему министру культуры, которому достались в наследство кинематографические руины. Но вот разгрести эти завалы без профессионалов будет трудно, и тут созидательная роль БСК очевидна. Недавно состоялась довольно обстоятельная встреча с министром культуры, на которой мы обсуждали животрепещущие проблемы. Вроде бы достигнуто взаимопонимание и стремление изменить к лучшему ситуацию в кинематографе, тем более что на столе у министра лежат конкретные предложения БСК. Но вот произойдут ли эти изменения? Остается только надеяться.

В чем же заключаются основные проблемы?

Хотим мы того или нет, но в роли генерального продюсера, дающего деньги на кинопроект, выступает государство в лице Министерства культуры. А вот роль исполнительного продюсера в этой цепочке берет на себя киностудия \"Беларусьфильм\" в лице директора и главного редактора, возглавляющего художественный совет. Вот тут-то и происходит сбой в отлаженном ранее механизме, где царит коллективная безответственность, и от этого - безразличие к конечному результату, который в такой ситуации непредсказуем и целиком зависит от обстоятельств и профессионализма режиссера. Никто из руководителей не несет никакой ответственности за потраченные на кинопроизводство деньги и никто не вознаграждается дополнительно в случае успеха.

Примером иного подхода может послужить личность Михаила Пташука, который, кроме режиссерских дарований, обладал еще и ярко выраженным продюсерским талантом. Он точно знал, что и сколько ему необходимо для достижения конечного результата, в котором он был заинтересован лично. Вряд ли Министерство культуры может включить в свой актив фильм \"Момент истины\", поскольку фактически не имеет прав на этот фильм, но вот в актив М.Пташука-продюсера (и, конечно же, кинорежиссера!), сумевшего пробить и доказать необходимость такого финансирования, входит безусловно!

Кстати, о финансировании.

Не исключая иных подходов, относиться к тому, что наш кинематограф держится на бюджетном финансировании, нужно как к величайшему благу.

Видимо, наши государственные мужи верят в будущее белорусского кинематографа.

В ответ мы всеми силами пытаемся разрушить эту веру, снимая посредственные фильмы.

Уберите из панорамы уникальность стоящего особняком М.Пташука и станет ясно, что в последние годы гордиться особенно нечем.

Многие объясняют низкий художественный уровень картин недостаточным финансированием. Убежден, что такая позиция ошибочна. Да, это малобюджетный госзаказ, но кто сказал, что он изначально предполагает посредственный фильм? Думаю, что результат в первую очередь зависит от профессионализма и таланта авторов. При таких объемах кинопроизводства - один-два фильма в год вместо прежних 10 - 12 - снимать посредственные фильмы - непозволительная роскошь.

Вот тут-то и возникает еще одна проблема - кадровая.

Не буду касаться руководящего звена, которое назначает Министерство культуры. Речь идет о другом. На киностудии сегодня работают две возрастные категории \"творцов\" - ветераны, то есть режиссеры, по тем или иным причинам уже не снимающие, и молодые кинематографисты - еще не снимающие.

Абсолютно выпало среднее поколение, которое, в принципе, должно обладать наиболее ярким творческим и профессиональным потенциалом. Причем многие из \"молодых\" уже постепенно подбираются к ветеранам, так и не выйдя из \"младенчества\".

Необходимо срочно заниматься кинематографической селекцией, помогая молодым стать настоящими мастерами. Но без съемок фильмов, без практики одних амбиций и даже таланта недостаточно. Я считал и считаю, что в сценарный план студии необходимо ввести киноальманах, состоящий из короткометражных фильмов, где молодые смогут проявить и проверить без особого материального и морального риска свои творческие возможности. Полнометражный фильм имеет право снимать уже заявивший о себе профессионал.

И это не просто призыв или декларация. Это единственно верный путь к возрождению и продолжению лучших традиций, заложенных нашими ветеранами.

Когда приходит беда - люди объединяются.

Вот и сейчас пришла пора оставить в стороне свои амбиции и обиды и \"всем миром\" поднять на достойный уровень наш кинематограф.

Я верю в торжество здравого смысла. Главное, чтобы это не затягивалось надолго, и тогда вновь появится необходимость в республиканском Доме кино.

Союз кинематографистов выступает с предложением возродить такой культурный центр в Минске и намерен в ближайшее время обсудить этот проект с горисполкомом, в частности с мэром М.Я.Павловым. Главное, чтобы все, от кого зависит решение этого вопроса, прониклись необходимостью создания такого дома, в котором БСК сможет не только демонстрировать лучшие образцы отечественного и зарубежного кино, но и проводить фестивали, выставки, встречи с любимыми артистами, режиссерами, художниками и композиторами.

 

ВОЛЧЕК Игорь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter