Кино мирового уровня

Почему мы так мало знаем о белорусских документальных фильмах?

Кино мирового уровня снимают белорусские документалисты. но почему же мы так мало о нем знаем?

На днях студия «Летопись» возобновила старую добрую традицию – просмотр документальных фильмов, снятых за последний год. Пришли критики, журналисты и студенты. Простых зрителей не наблюдалось. Отчего сразу возник вопрос: может быть, белорусская документалистика вообще не нужна? К разговору мы пригласили режиссера Владимира Мороза и директора конкурса документальных фильмов ММКФ «Лiстапад» Ирину Демьянову. Они же ведущие редакторы документального кино Национальной киностудии «Беларусьфильм».

— Скажите, пожалуйста, а каково нынешнее положение документального кино во всем мире?

В.М.: В Европе в прошлом году было сделано около 17 тысяч документальных фильмов, не считая телевизионной продукции. Мы работаем в общеевропейском русле, сняли 28 лент. Документальное кино надо снимать. Оно оставляет зримые свидетельства жизни страны, ведь сегодняшний день уже завтра становится историей. Но нельзя сказать, что мы делаем его только для истории. Мы участвуем в фестивалях, что есть одна из форм существования документального кино, получаем призы. Этим и живем. И свои зрители у нас есть. Ежемесячно проходят заседания клуба документального кино в Центр-видео (торговый центр «Столица»), где организуются премьерные показы для наших поклонников. Беда в том, что телеканалы мало показывают нашу продукцию. Почему? Мы стараемся делать качественное кино, вкладываем в него деньги. Им же проще что-то за копейки купить. Пример. На одном из наших телеканалов показывали английский фильм о том, как там выращивают розы. В Беларуси также выращивают розы, есть интересные технологии. Почему не снять это и не показать нашим зрителям?

— А может быть, дело в качестве?

В.М.: Белорусское кино — надлежащего европейского, даже мирового уровня. Вот пример. Несколько лет назад Виктор Аслюк получил приз Европы, то есть его фильм был признан лучшим в Европе. Много различных наград на самых престижных фестивалях получили Галина Адамович, Михаил Ждановский, Николай Князев, Ирина Волох. Без ложной скромности можно сказать, что на сегодняшний день о белорусском кино знают в мире имено благодаря нашим документальным фильмам.

— Странно. Ведь на «Лiстападзе» белорусы обычно на вторых ролях…

И.Д.: Не совсем так. На одном из прошлых фестивалей фильм Михаила Ждановского «Во все дни» взял один из главных призов.

Дело в том, что наш фестиваль проходит в ноябре, к тому времени мы уже знаем, какие фильмы отмечены на международных фестивалях, и стараемся пригласить к себе лучшие. Конечно, в такой программе нашему кино непросто конкурировать. Хотя любой фестиваль делается для поддержки национального кино.

— Что надо сделать, чтобы вы смогли конкурировать?

И.Д.: Мы должны быть интересны. Не все так однозначно, конечно. Большие документальные проекты делаются сегодня в кооперации нескольких стран и студий, мы работаем, если можно так сказать, в одиночку. В мире снимается множество картин, это огромный пласт культуры. Но некоторые режиссеры даже не хотят знать, им не интересно, что делается сейчас, что было до них.

— Может, нам надо брать не количеством, а качеством?

В.М.: Конечно, в любом творческом деле есть хорошая продукция и не очень. Писатели пишут много, но шедевров — единицы. Конечно, можно сделать меньше фильмов, скажем пять. Но они все равно не будут шедеврами. Потому что в таком случае о полноценном творческом процессе говорить не приходится. Поэтому я считаю, что 25 фильмов – это нормально, несколько обязательно «выстрелят». Это закономерность искусства, которое всегда воспринимается неоднозначно. Одному нравится, второму — нет.

— Создатели художественных фильмов часто жалуются, что не хватает пиара, сценариев и хороших режиссеров. У вас те же проблемы?

И.Д.: Да. Пиара и рекламы действительно не хватает. В этом смысле помочь и спасти нас может только телевидение. Зритель живо реагирует на рекламу. Но пикируясь с телевидением, мы ничего не добьемся, так как оно развивается по своим законам и имеет на это право. Может взять нашу продукцию, а может и не взять. Мы должны делать такие работы, чтобы люди сами хотели их смотреть, в том числе и идти в кинотеатры.

— Кстати, а почему документальное кино не показывают в кинотеатрах?

В.М: Там коммерческий подход. В кинотеатрах считают, что на документальном кино денег не заработаешь. Была идея показывать наши фильмы перед просмотром художественных лент. Но 20 минут, это наш средний формат, оказалось слишком много. Во всем мире есть залы документального кино. Возможно, они не приносят прибыли. На мой взгляд, наш продукт и не должен окупаться. Зато любой зритель может прийти и посмотреть. Выход – многозальные кинотеатры, где один из небольших залов будет отдан кинодокументалистике. И показывать там, естественно, не только белорусские ленты, но и зарубежные.

И.Д.: Что касается кадров. Недавно один из наших самых опытных режиссеров Михаил Ждановский набрал мастерскую режиссеров именно документального кино. Мы очень рассчитываем на этих ребят. Уже сегодня видно, что они увлечены неигровым кино, у них открыты глаза и уши, они много смотрят. Важно, чтобы они сформировались в художников с гражданской позицией, с больной совестью, это обязательно должно быть у документалиста.

— И тогда белорусские фильмы можно будет везти на более громкие фестивали, например «Оскар»…

И.Д.: Документальные фестивали не должны быть громкими. Они для серьезного, интеллигентного и умного зрителя. Неигровое кино никогда не будут смотреть все подряд, в том числе и на фестивалях. Нашего желания участвовать в фестивалях совершенно недостаточно. Мало послать в отборочную комиссию работу, надо, чтобы ее посмотрели и отобрали в конкурс. Мы посылаем. В далекие советские годы белорусское кино получало призы на самых известных фестивалях, в Оберхаузене например, где зритель стоит в очереди за билетами на просмотры. Это, можно сказать, Канны неигрового кино. В Тампере в Финляндии, там, кстати, фестиваль очень способствовал развитию национального кино. Вот к чему мы должны стремиться.

В.М.: Будем и мы на «Оскаре». У нас есть какой-то провинциализм в мировосприятии. Почему-то боимся, что наше кино будет неинтересным. Мы смотрим зарубежные фильмы потому, что они не похожи на наши. Надо перестать стесняться и достойно относиться к своим фильмам, литературе, искусству в целом. Как-то прочитал сборник белорусских рассказов. Это очень высокий уровень. Не хватает пиара, чтобы о них и о нас узнали другие. Все дело в деньгах.

— Каким видите будущее белорусского кино?

В.М.: Я смотрю в будущее с оптимизмом. Иногда сам удивляюсь, откуда у нас появляются люди? В прошлом году пришел с желанием работать в студию «Летопись» парень, который закончил во Франции двухлетнюю школу по документальному кино. Приятно, что находятся граждане своей страны, которых беспокоит ее судьба.

На снимке: ведущий инженер Зоя ЛАРЧЕНКО.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter