Профессионалы в сфере киноиндустрии с нетерпением ждут открытия Минского международного фестиваля Лiстапад

Кино как вещь в себе

Профессионалы в сфере киноиндустрии ждут открытия Минского международного фестиваля «Лiстапад»...

Профессионалы в сфере киноиндустрии, журналисты и зрители с нетерпением ждут в ноябре яркого культурного события — открытия Минского международного фестиваля «Лiстапад». Кто приедет? Какие фильмы можно будет посмотреть? Хочется узнать как можно раньше. Но каждый год момент открытия фестиваля окутан ореолом тайны. И все же программный директор игрового кино «Лiстапада» Игорь Сукманов немного приоткрыл ее завесу.

— Игорь, с чем связана такая секретность?


— Все известные кинофорумы держат интригу до последнего и объявляют свою программу в канун фестиваля — за две, а порой и за одну неделю до начала. Форум содействует имиджу картин, а картины создают имидж феста. Такие сроки связаны также со многими организационными моментами. Уже в декабре мы начинаем искать кино для следующей программы, активно общаться с продюсерами, дистрибьюторами, актерами и режиссерами. Процесс очень длительный, утомительный и связан с проблемами — техническими, финансовыми, творческими. И только когда программа конкурсных показов сформирована целиком и полностью, мы имеем право ее огласить. А подтверждения от участников могут прийти только в самый последний момент.


— И с какими организационными проблемами вы столкнулись в этом году?


— Основная головная боль в том, что дирекция международного фестиваля не может существовать на правах подрядчика. Она должна действовать как соорганизатор процесса, чья цель заключается не только в одном привозе фильмов и гостей, но также в формировании международного имиджа, в умении сделать фестиваль известным и по–своему уникальным в сфере мировой фестивальной киноиндустрии.


«Лiстапад» обязан переформатироваться в Минский международный кинофорум, существующий по общепринятым законам фестивального мира. В противном случае он превратится в событие исключительно местного значения и попросту себя изживет. Поэтому нынешняя дирекция в сложившихся условиях пытается раскрыть индивидуальность нашего мероприятия, максимально приблизив его к мировым стандартам. Отсюда — крайне жесткий отбор картин и насущная потребность приглашать в Минск тех авторитетов в сфере кино, которые определяют сегодня его лицо. Но тут многое приходится доказывать и отстаивать, прежде всего на локальном уровне.


Жесткая цензура не лучшим образом влияет на программу фестиваля, ведь не секрет, что авторское кино очень часто довольно откровенно и радикально. Излишняя осмотрительность может лишить Минск как интеллектуальную столицу многих мировых шедевров.


Есть проблемы с отсутствием дистрибьюции. Наш прокат работает в основном с российскими дистрибьюторами, что накладывает свои особенности. У нас нет своего кинорынка — это тоже большой минус. Ведь проходящие вместе с фестивалями кинорынки позволяют еще и продавать кино, а это тоже привлекает внимание производителей. Первые вопросы журналистов всегда: «А какие звезды приедут»? Где Катрин Денев, Константин Хабенский или Моника Белуччи? Звезды приезжают не просто для того, чтобы покрасоваться перед камерами, а когда они знают, что их присутствие важно с коммерческой точки зрения. Кино — это не только искусство, кино — это бизнес.


— Программа нынешнего фестиваля составлена практически целиком и полностью из авторского элитарного кино: Брильянте Мендоса, Клер Дени, Томас Винтерберг. Не испугает ли это зрителя неискушенного?


— Почему бы не учесть, наконец, вкус искушенного зрителя, мнение которого часто остается в андерграунде? Прекрасно, если раз в год у него появляется возможность насладиться просмотром элитарных картин на большом экране. Со зрителем необходимо быть предельно честными. Фестиваль — это не «поп–корновое кино». Выбрав своим лозунгом «Истина в кино», мы хотели сказать, что истина — вещь ускользающая, не всегда комфортная и удобная, требует мужества и терпения от зрителя.


— Не сделает ли такой подход программу фестиваля однообразной?


— Нет, как на хорошей ярмарке, у нас все будет разнообразно, чтобы у зрителя был выбор. Взять, например, программу «Человеческие комедии», этот жанр очень любим публикой. В представленных фильмах не ждите шуток ниже пояса, в них только тонкий юмор.


Сегодня невозможно стоять в стороне от мирового процесса. Поэтому очень хочется, чтобы в фестивальной афише были не просто «сенсационные», а самые актуальные и важные для современного кинематографа ленты, такие как трилогия Ульриха Зайдля «Рай» или последний каннский лауреат «Жизнь Адель» режиссера Абделатифа Кешиша. Рисковать — это правильно. Это провокация к размышлению, к выработке у зрителя вкуса и собственного мнения. Наша цель в том, чтобы после фильмов оставалось не легкое послевкусие, а насыщенный вкус высокой кухни.


— А каково лицо белорусского кино в свете такой жесткой конкуренции?


— Включать в показ белорусское кино только потому, что оно наше, родное, наверное, было бы неправильно. Мы подвергаем его такому же жесткому отбору, как и ленты из других стран. Стоит учиться видеть не только свои достоинства, но и недостатки, чтобы иметь возможность их исправить в дальнейшем. Отечественные кинематографисты должны иметь устойчивую профессиональную позицию, стараться интегрировать свои фильмы в мировой кинопроцесс, который фестиваль отражает.


— Чего еще вам хотелось бы достичь как программному директору?


— Расширения географических рамок фестиваля. Заведомо проигрышный вариант представлять себя как локальный форум, который отбирает фильмы только определенных стран, таких как Россия, только потому, что российские звезды более узнаваемы для нашего зрителя. Картины, представленные на фестивале, должны идти в массовый прокат, чтобы у коллег из других стран появился бизнес–интерес к нашему форуму.


— Скажите, в чем принципиальное отличие 20–го «Лiстапада» от фестивалей прошлых лет?


— Раньше это было просто событие местного значения, а теперь — международный фестиваль. И требования к нему уже другие. Сейчас программа составляется не по остаточному принципу, как, возможно, было раньше, теперь мы можем себе позволить выбирать лучшее. Например, такие фильмы в афише, как «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ, «Вечное возвращение» Киры Муратовой, «Иду» Павла Павликовски, — предмет особой внутренней гордости дирекции фестиваля. Потому что это картины, которые, с одной стороны, стоят больших денег, а с другой — нарасхват у крупных кинофестивалей, их очень сложно заполучить. Вот заметный результат нашей работы.


Есть фестивали с разными форматами. У нас — свой. Его уникальность состоит еще и в том, что параллельно в Минск приглашаются мэтры, которые будут проводить мастер–классы. К ним даже на мировых кинофестивалях трудно пробиться молодым кинематографистам. А в Беларуси у них есть такая эксклюзивная возможность.


Екатерина ЛЕОНОВА.

 

Советская Белоруссия №201 (24338). Четверг, 24 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter