Кино: как снять, чтобы увидели

В следующем году на национальное кинопроизводство государство планирует выделить 5,8 миллиарда рублей — по сравнению с годом уходящим это больше чем в полтора раза.
В следующем году на национальное кинопроизводство государство планирует выделить 5,8 миллиарда рублей — по сравнению с годом уходящим это больше чем в полтора раза. Жизнь показала, что прежней суммы хватало максимум на выпуск 3,5 фильма. Президент дал прямое указание киностудии «Беларусьфильм» к 2005 году выйти на производство шести полноценных картин в год.

На днях министр культуры Леонид Гуляко пригласил к себе членов Союза кинематографистов Беларуси, чтобы в результате коллективной встречи определить, по его собственным словам, «диагноз национального кинематографа». Кризис миновал, это очевидно. Но в результате откровенной беседы выяснилось, что за последнее десятилетие «пациент» изрядно одряхлел и одними лишь денежными вливаниями помочь ему едва ли возможно.

В этом году на «Беларусьфильм» пришли молодые, амбициозные и, безусловно, талантливые выпускники курса Михаила Пташука. Впервые на производство дипломных работ будущих режиссеров Министерство культуры выделило Белорусской академии искусств 300 миллионов рублей, и за последние полгода короткометражки молодых режиссеров успели поучаствовать в нескольких международных фестивалях, получить достойные награды, неоднократно подтвердив способности создателей этих фильмов. Ребята страстно мечтали работать на национальной киностудии и сделали немало для того, чтобы получить распределение на «Беларусьфильм». Теперь в будущее они смотрят, увы, без оптимизма... Дело в том, что на белорусской киностудии почти не осталось кинематографистов так называемого второго звена: ассистентов, звукорежиссеров, операторов, монтажеров. Как делать кино?

Попытка выжить за счет предоставления своей базы зарубежным продюсерам обернулась для «Беларусьфильма» производственной драмой — лучших специалистов попросту переманили. Так что в резком качественном скачке российского кино есть и прямая заслуга белорусов. Правда, это не тот случай, когда можно гордиться...

— На закрытии кинофестиваля «Лiстапад» ректор ВГИКа сказал мне, что с радостью будет готовить кадры для нашего кино, — откровенничает ректор БГАИ Ричард Смольский. — Уважаемый коллега слукавил. Готовить белорусов во ВГИКе сложно, если не сказать невозможно. Учиться в Москве сейчас реально только за большие деньги...

Выход может быть только один — готовить специалистов в отечественных вузах. Виктор Туров, пробивший когда–то в БГАИ первый курс кинорежиссеров, вместе со своими преемниками доказал, что проект это стоящий. Безусловно, не менее важно и увеличить оплату труда на «Беларусьфильме», чтобы национальная киностудия больше не страдала от хронического «малокровия».

Это — тема для отдельного разговора. С одной стороны, прямой путь к достатку — хорошие фильмы. Но законы рынка таковы, что любой товар необходимо продвигать. «Раскручивать» национальное кино не менее важно. За последнее время полноценная рекламная кампания была проведена только в отношении единственного отечественного фильма. В результате выпуска изрядного количества рекламных листовок, промо–роликов и газетных публикаций премьеры «Анастасии Слуцкой» с нетерпением ждали не только в Беларуси. Отчасти ажиотаж был создан искусственно, однако результат обернулся прямым доходом производителям фильма. По свидетельству наших кинематографистов, до сих пор на международных кинофестивалях их встречают вопросом: «Анастасию Слуцкую» привезли?..» О других фильмах не спрашивают... Поскольку максимум, что может сделать «Беларусьфильм» сегодня, — это пригласить журналистов отечественных изданий на предпремьерный показ. Понятно, что для эффективной рекламы этой разовой акции недостаточно. О необходимости появления продюсеров в структуре отечественной киностудии говорилось уже не раз, но воз и ныне там. Созданная 3 года назад под крышей «Беларусьфильма» хозрасчетная молодежная киностудия «XXI век» также оказалась несостоятельной в продвижении своего продукта на рынок. Теперь это одно из подразделений национальной киностудии с государственным финансированием...

Однако, когда некоторые молодые творцы кивают на Министерство культуры, мол, не оказывают помощи, с этим нельзя согласиться. Потому что это не так. Сегодня министерство делает много. Финансирует, учит, опекает. Порой даже чрезмерно. Потому что инфантилизм и даже, извините, потребительские установки новой генерации кинематографистов порой просто удивляют. Гораздо удобнее, конечно, стать в позу «непонятых гениев» и ждать от государства всего и сразу. Идей, гениальных сценариев, щедрого финансирования, подготовки актеров и в конце — «пиар»–кампаний на государственном уровне. Сложнее — заниматься всем этим и многим другим самому!

Творческий инфантилизм — не лучшая и уж, во всяком случае, далеко не самая прагматичная и перспективная позиция для тех, кто хочет сказать свое слово в кино. Туров, Степанов, Рубинчик и многие другие мастера в аналогичных ситуациях вели себя по–иному... Потому и снимали качественные, запоминающиеся картины.

К сожалению, неумение выгодно преподнести себя нельзя оправдать всего лишь нашей скромностью. О фильмах, появившихся после нашумевшей «Анастасии Слуцкой», даже их создатели порой говорят, стыдливо потупив глаза: дескать, все это далеко не шедевры. Хотя и актеры у нас признанные, и режиссеры — отнюдь не дебютанты, да и сюжеты вроде бы свежие, неизбитые... Но есть еще один барьер, о который отечественное кино будет спотыкаться долго, если не попытается в срочном порядке решить проблему отсутствия сценаристов. Приобрести эту профессию в Беларуси тоже нигде невозможно, а конкурсы, проводимые киностудией, Министерством культуры и Белтелерадиокомпанией, помочь могут разве что в поиске идей, но не в создании по–настоящему качественных картин. Бездарный или попросту неумелый сценарист может испортить даже безупречную литературу — здесь ведь также немало своих профессиональных секретов... Определив слабые места национального кино, и режиссеры «полного метра», и документалисты, и аниматоры, и актеры единодушно сошлись во мнении, что лечить их общего «пациента» необходимо в первую очередь созданием новой генерации сценаристов. Предполагается, что следующая встреча у министра состоится с участием членов союзов писателей и журналистов. Профессиональному кино нужны профессионалы, и они должны появиться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter