Кино как пластилин

Могут ли пластилиновые мультфильмы принести славу нашей анимации

Нашу анимацию не назовешь плохой. Ситуация с ней, по крайней мере, куда лучше, чем с художественным кино. Какие-то из мультиков, может, и не доходят до зрителей, но некоторые снискали себе славу далеко за пределами страны, собрав богатую копилку наград. Кажется, еще один шажок, и наша анимация загремит на весь белый свет. Вот только надо бы снять что-то типа «Маши и Медведя» или «Смешариков». В планах киностудии на этот год больше десятка анимационных лент, но ничего подобного там нет. Зато есть пластилиновый мультфильм «В Полесье на болоте» — случай для «Беларусьфильма» особенный. Может быть, это и есть наше светлое будущее?

Мальчик случайно знакомится с Цмоком, и они отправляются в путешествие — таков сюжет мультфильма.

Пластилин на «Беларусьфильм» принес Руслан Синкевич. Несколько лет назад, еще будучи студентом академии искусств, он съездил в Москву на студию «Пилот», основанную тем самым Александром Татарским, снявшим некогда уже легендарную «Пластилиновую ворону». Сейчас там работают другие люди, тоже талантливые и креативные. Именно глядя на них, и заинтересовался Руслан пластилиновой техникой. К тому времени у него уже была довольно интересная идея дипломной работы, но ее он отложил в сторону. Эту авантюру Руслан воплощал в жизнь вместе с однокурсницей Мариной Лукьяновой. Вместе постигать тонкости этого искусства было проще.

Молодой аниматор усмехается, вспоминая, в каких условиях тогда пришлось снимать. В Москве-то он видел современные компактные столы. В Минске же студентам самим пришлось создавать свой станок. Из школьной парты и деревянных брусков. Получилось неплохо. Дебютный фильм  прокатили по фестивалям. Особых наград не снискали, но внимание на себя обратили. 

Но первым делом, конечно, на Руслана положил глаз «Беларусьфильм». Ведь с пластилином там не очень хорошо. Молодому режиссеру с ходу доверили сделать одну из серий «Аповесці мінулых гадоў». Потом еще и еще, правда, в совсем другой технике. Пластилин же он ездит практиковать на  «Союзмультфильм»: там ему работа всегда находится. 

В общем, все эти годы мультипликатор так и живет на две страны: есть предложения здесь — берется за работу, случается пауза – едет в Москву. Последние месяцы он работает исключительно в Минске. Увлекла работа над альманахом о белорусских мифологических существах. Снимать его доверили молодому поколению аниматоров, Синкевичу — курировать весь процесс. Ребята решили, что делать все микрофильмы похожими – скучно, поэтому каждый выбрал для себя технику – и дело пошло. Руслан, естественно, взялся за пластилин.

Пластилиновая стрекоза оживает в руках Руслана СИНКЕВИЧА.

— Неужели такие мультфильмы сейчас вообще востребованы? Та же «Пластилиновая ворона» — это уже ведь прошлый век, — этот вопрос мне не давал покоя.

— Конечно! В России вот целая киностудия над этим работает. Частная. И телеканалы с удовольствием берут такую анимацию. Вы же понимаете, если бы это не приносило денег, никто бы за это не брался.

— Я была уверена, что все дети смотрят «Смешариков»…

— Кстати, вы знаете, что их сейчас тоже в пластилине снимают? – эта фраза Руслана очень удивила. 

На этом можно было бы поставить точку. Получается, наша киностудия в тренде, идет правильным путем. Но все оказалось не так просто. Начиная с оборудования. Станок, на котором сегодня снимает режиссер, больше похож на Змея Горыныча на пенсии, чем на современный аппарат. Он 1972 года рождения, того же, что и сама студия анимационных фильмов. За это время на ней было снято более ста мультфильмов, и есть подозрения, что большинство именно на этом станке.  Руслан, конечно, молодой и находчивый, поэтому что-то умудряется творить и на нем. Тем более что ему очень помогли другие ребята: кто-то придумал стилистику, кто-то слепил фигурки. 

Наблюдать за созданием пластилинового мультфильма очень увлекательно. На том самом 45-летнем станке лежит симпатичная стрекоза, над ней — цифровой фотоаппарат, который синхронизирован с компьютером. Одно нажатие клавиши – и кадр готов. Расправили насекомому крылышки, еще щелчок – второй кадр готов. Совмещаем их — и стрекоза на экране уже летит. Так один из героев мультфильма «ожил» буквально на наших глазах. Кстати, мультфильм Руслана — про мальчика и Цмока, известное белорусское мифологическое существо. Они случайно знакомятся и путешествуют в подводном мире. 

В общем, когда наблюдаешь за процессом создания пластилинового мультфильма, не покидает ощущение, что дело это не такое уж и затратное. Хотя труд сам по себе кропотливый. 

— Сколько надо материала? – переспрашивает режиссер. – Килограммов пятнадцать закупили. Дорогой? Даже не знаю. Но точно дороже, чем тот, что продается в обычном магазине. Закупали в России. Он более практичный: не так тает под осветительными приборами, смешивается хорошо.

Добавим сюда еще работу небольшой команды людей, расходы на эксплуатацию техники и так далее. Какая сумма получится? Не баснословная. Даже если закупить новый станок и компьютер, получатся вполне терпимые расходы. Так, может, нашей киностудии и вправду больший упор делать на анимацию? 

Эта идея руководству отрасли не близка. Мультики ведь хоть и обходятся недорого, но особой прибыли тоже не приносят. Руслан же уверен, что на анимации можно и нужно зарабатывать. Свои российские работы он постоянно видит на телеэкранах. А с белорусскими что не так?

— Нам надо следить за мировыми тенденциями. И дело не столько в техниках, сколько в темах. Госзаказ – это пережиток прошлого. Мол, если киностудия национальная, значит, надо снимать только национальное.  Надо давать то, что интересно массовому зрителю. Тогда и каналы будут закупать наши мультики, и деньги появятся. Задумывая фильм, еще на начальном этапе надо понимать, куда и кому его будут продавать. Причем делать это должен не автор, а специально обученные люди. Тогда и не будут наши работы лежать на полке.

Что тут добавишь? Надо бы прислушаться к молодежи. А то через несколько лет опять услышим хорошо знакомую кинематографическую песню: разъехались наши люди, не смогли удержать их…

stepuro@sb.by

1/
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Фото: Павел ЧУЙКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Павел ЧУЙКО
Версия для печати
Яна, 33, минск
Надоели подобные статьи, типа " Первый полный анимационный метр" , "Первый пластилиновый" ... Проблема студии , что ее окупировали уже далеко немолодые режиссеры ужа на пенсии или предпенсионного возраста.И молодежь они не жалую- чтобы на пятки не наступала и не мешала деньги зарабатывать на старость лет.  
Александр,53,Бобруйск
Будь на то моя воля,я бы дал денег мультипликаторам на все их проекты---творите,но,как спонсор и продюсер,вы должны понимать,что вы  у нас только на зарплатах,но достойных+премии за победы на фестивалях,вместе с тем,авторские права за авторами,естественно.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?