Кинотеатры в райцентрах: новейшее оборудование и премьеры день в день

Кино идет в регионы

Кинематограф как самое народное искусство уже не первое десятилетие нежится на волнах популярности: среднестатистический прохожий вряд ли с ходу назовет десяток известных ученых или современных писателей, однако без запинки продиктует свой личный рейтинг любимых актеров. Да и посещать громкие премьеры и делиться мнением в соцсетях — уже в некотором роде бонтон. В этом жители регионов стараются не отставать от избалованных столичных синефилов, благо в районах созданы все условия для скорейшего приобщения к кинематографическим новинкам.


Каково сегодняшнее состояние кинотеатров в районных центрах? Никакой технической отсталости: пленочная аппаратура по–прежнему в рабочем состоянии и стоит в аппаратных, однако в работе используются цифровые кинопроекторы. Скажем, киносеть Минской области самой первой полностью перешла на новые технологии показа, и теперь от Борисова до Солигорска демонстрируются фильмы в формате 2D и 3D. Табличка Dolby Digital, красующаяся, например, на фасаде воложинского кинотеатра «Юность», обещает: звук будет высшего качества. И да, на входе выдадут 3D–очки. Основная сложность, с которой сталкиваются в районах, — кадры. Это раньше для показа кино требовался киномеханик, сейчас нужен, скорее, программист. А представители этой профессии в кинотеатрах не задерживаются дольше, чем займет срок отработки по распределению: уровень заработной платы с IT–сектором несопоставим. Так что чаще всего должности инженеров занимают проверенные годами сотрудники, пережившие не одну модернизацию и управляющиеся с компьютером и цифрой не менее ловко, чем некогда с бобинами.


Если подсчитать количество релизов, то по Минской области в 2017 году вышли в прокат 127 кинокартин в цифровом формате и 103 — в формате DVD. Немного? Но здесь играет роль специфика однозальных кинотеатров: если столичные «монстры» могут крутить по нескольку разножанровых фильмов одновременно, то райцентры однозначно уступают из–за дефицита экранного времени, а потому идут по пути демонстрации рейтинговых лент. Отбирая кинопродукцию для показа, областные репертуарные комиссии останавливаются на наиболее ожидаемых мировых премьерах, выходят в прокат и свежие работы белорусских кинематографистов.


Такая политика себя оправдывает: список фильмов, делающих кассу в регионах, как правило, совпадает с аналогичным рейтингом по странам СНГ. Да, туда вряд ли привезут шедевры Эмира Кустурицы и Уэса Андерсона — но фестивальное кино и в крупных городах демонстрируется ограниченно. Зато все яркие развлекательные ленты в глубинку однозначно доезжают, заверяет генеральный директор КУП «Миноблкиновидеопрокат» Татьяна Дорошкевич:

— Наше предприятие объединяет кинотеатры и киновидеоустановки в 23 районах Минской области — это 20 кинотеатров в 17 райцентрах. В остальных районах, где нет помещений с необходимыми техническими параметрами для показа фильмов на большом экране, выручают передвижные видеопроекционные комплексы. Так что свежие киноленты добираются и до сельской местности.


Людмила Махницкая

94 передвижных комплекса, которыми располагает Минская область, обеспечивают показ киноновинок в 675 постоянных и сезонных точках, в том числе в 320 агрогородках. Директор Воложинского филиала КУП «Миноблвидеопрокат» Людмила Махницкая:

— Во многих сельских домах культуры сохранились экраны еще с момента оснащения. Там, где нет ДК или клубов, показываем фильмы в любых подходящих помещениях — школах, детсадах, используя переносной экран. В агрогородках мы за прошлый год обслужили 13.300 зрителей. Работаем с DVD–проектором, предлагаем фильмы — и в селах выбирают, что хотят посмотреть. Хотя по сравнению с кинотеатром вариантов несколько меньше: в списке те картины, которые производитель официально выпустил на DVD, поскольку, разумеется, мы соблюдаем авторские права.


Самая активная аудитория кинотеатров в регионах, как и в Минске, разумеется, молодежь. Хотя после нашумевших премьер российских фильмов «Легенда номер 17», «Салют–7» и «Время первых» залы все чаще наполняют зрители среднего и старшего возраста. Татьяна Дорошкевич еще несколько лет назад предвидела всплеск популярности российского кино у белорусской публики — и одновременно некоторый спад интереса к продукции Голливуда. Сегодняшний зритель предпочитает на экране более привычные реалии и особенности менталитета, условные Иван да Марья ему ближе, чем заграничные Мэри и Джон. Продукция «Беларусьфильма» также имеет своих поклонников: например, лента «Тум–Паби–Дум» Вячеслава Никифорова в Воложине за январь — февраль собрала зрителей больше, чем лидер прошлого года «Форсаж–8». Объясняется это востребованностью в райцентрах детского кино и фильмов для семейного просмотра. Актуальна и анимация. Попадая в кассовый зал кинотеатра «Юность», первым делом обращаешь внимание на обилие разноцветных афиш полнометражных мультфильмов: спрос закономерно рождает предложение.

Ну и какое же кино без снеков? Надеть стереоочки и запустить руку в ведерко с попкорном — священное право всякого современного ребенка, отправляющегося посмотреть «Плюшевого монстра» или приобщиться к «Тайной жизни насекомых». Поэтому «Миноблвидеопрокат» в 2017 году ввел в эксплуатацию собственный участок производства «стреляющей кукурузы» — и не только обеспечивает потребности областной киносети, но и отгружает стратегический продукт сторонним организациям.


Что касается представления о малых городах как о местах, куда новинки доходят год спустя, этот стереотип мгновенно развеивается, стоит выехать за МКАД. Премьеры в райцентрах нередко выходят одновременно с минскими: кинотеатр «Юность» украшает афиша российской комедии «Ну здравствуй, Оксана Соколова», белорусский релиз был назначен на 8 марта — и в Воложине увидели кино день в день.

— Не со всеми фильмами это получается. Иногда картины до нас доходят на неделю–две позже, — признается Людмила Махницкая. — Все зависит от дистрибьютора. Например, фильм «Лед» нам не дали с 15 февраля — только с 1 марта, так как у нас маленький кинотеатр, который не обеспечит крупные сборы. Но в основном мы стартуем вместе со всеми: Нью–Йорк — Москва — Минск — Воложин.

ovsepyan@sb.by

Фото Артура ПРУПАСА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter