К хорошему лучше не привыкать. Несколько лет подряд телебоссы баловали нас прямой трансляцией премии «Оскар» из Лос-Анджелеса. На одной из них, если присмотреться, можно было рассмотреть и нашего человека в Голливуде. Нет, не композитора Валерия Головко, а замечательного актера Игоря Сигова, снявшегося в документальном фильме «Дверь». Пожалуй, ближе к «Оскару» наши кинематографисты пока не подбирались.
Скорее всего, по причине экономии — хотя кто правду скажет? — в этом году 87–ю церемонию показали в записи, когда все результаты были уже известны. А жаль. Отдав дань политкорректности в предыдущие годы, на этот раз Американская киноакадемия попыталась быть максимально объективной в оценках.
Кино лишь отражает многообразие жизни. Слишком много социальных противоречий накопилось, кто прав, кто виноват, уже непонятно. Объявив крах мультикультурализма, европейские и американские политики не предложили взамен ничего нового. Как и после 11 сентября 2001 года, так и после недавней стрельбы в редакции журнала «Шарли Эбдо» мир снова «обнулился». Восток и Запад так же далеки друг от друга, как и во времена Киплинга. Должен ли художник работать с оглядкой на общественное мнение или для него есть только божий суд? Как впрячь в одну телегу Вольтера и пророка Мухаммеда?
Что аморальнее: использовать прослушку против оппонентов или разоблачать ее во всеуслышание, закричав: «Волки! Волки!» Эдвард Сноуден — герой нашего времени или нет?
Ответы мы пытаемся найти в чужом опыте, чужой судьбе. Из 7 картин, представленных на «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 4 основаны на биографии реальных людей: «Вселенная Стивена Хокинга», «Игра в имитацию», «Сельма», «Американский снайпер». И несмотря на то, что победила ироничная кинофантазия Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бердмен», тренд все равно очевиден.
Лучшим документальным фильмом признали «Гражданин четыре», где режиссер Лора Пойстрас собрала записи своих встреч с правозащитником Эдвардом Сноуденом, нашедшим пристанище в России. И даже главная героиня картины «Ида», победившей в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», судья и бывший прокурор по прозвищу Кровавая Ванда имеет свой реальный прототип в польской истории. Режиссер Павликовский срисовал ее с Хелены Волиньска–Брус, с которой познакомился в Великобритании. Неспешная и медитативная работа Павликовского, у которого, несмотря на камерность истории, все ружья выстреливают в нужный момент, как и у австрийца Михаэля Ханеке, предпочитающего работать с черно–белым изображением, обладает сильным гуманистическим посылом. Собравшая в свое время все главные призы Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» «Ида» способна примирить как любителей чистого искусства, так и поклонников социально–политического кинематографа. Не обличающего, но задающего неудобные вопросы в неподходящий момент. Может быть, своей визуальной легкостью и свежим дыханием, несмотря на серьезность темы, «Ида» и подкупила киноакадемиков. Но понятно, что даже у оставшегося без «Оскара» Андрея Звягинцева и его картины «Левиафан» поклонников не убавится. Особенно в России, где тема коррупции и продажности отдельных чиновников в провинции воспринимается по–прежнему болезненно, а в чем–то даже и острее, чем болевые точки человечества.
И в который раз задаю себе вопрос: когда мы сами начнем снимать про своих героев, а не пребывать в мире надуманных фантазий? Неужели мало в Беларуси достойных художников, профессоров, спортсменов, математиков... Взлет и распад «Песняров» при точной режиссуре и сильном сценарии стал бы блокбастером не хуже «Высоцкого». История самого высокого человека в мире, уроженца Витебщины, Федора Махнова, работавшего в цирке, не проиграла бы в драматизме «Поддубному»... Истории эти вполне вписываются в мировой культурный контекст. Хотя есть и второй, вполне себе интеллигентский путь: отойти в сторонку и ждать какого–нибудь Александра Митту, чтобы он объяснил, как нам любить нашего Шагала.
pepel@sb.by
Советская Белоруссия № 38 (24668). Пятница, 27 февраля 2015