Критик Валентин Пепеляев об итогах "Оскара-2015"

Кино без имитации

Об итогах "Оскара-2015"
К хорошему лучше не привыкать. Несколько лет подряд телебоссы баловали нас прямой трансляцией премии «Оскар» из Лос-Анджелеса. На одной из них, если присмотреться, можно было рассмотреть и нашего человека в Голливуде. Нет, не композитора Валерия Головко, а замечательного актера Игоря Сигова, снявшегося в документальном фильме «Дверь». Пожалуй, ближе к «Оскару» наши кинематографисты пока не подбирались.

Скорее всего, по причине экономии — хотя кто правду скажет? — в этом году 87–ю церемонию показали в записи, когда все результаты были уже известны. А жаль. Отдав дань политкорректности в предыдущие годы, на этот раз Американская киноакадемия попыталась быть максимально объективной в оценках.

Алехандро  Гонсалес  Иньярриту.

Кино лишь отражает многообразие жизни. Слишком много социальных противоречий накопилось, кто прав, кто виноват, уже непонятно. Объявив крах мультикультурализма, европейские и американские политики не предложили взамен ничего нового. Как и после 11 сентября 2001 года, так и после недавней стрельбы в редакции журнала «Шарли Эбдо» мир снова «обнулился». Восток и Запад так же далеки друг от друга, как и во времена Киплинга. Должен ли художник работать с оглядкой на общественное мнение или для него есть только божий суд? Как впрячь в одну телегу Вольтера и пророка Мухаммеда?

Что аморальнее: использовать прослушку против оппонентов или разоблачать ее во всеуслышание, закричав: «Волки! Волки!» Эдвард Сноуден — герой нашего времени или нет?

Ответы мы пытаемся найти в чужом опыте, чужой судьбе. Из 7 картин, представленных на «Оскар» в номинации «Лучший фильм», 4 основаны на биографии реальных людей: «Вселенная Стивена Хокинга», «Игра в имитацию», «Сельма», «Американский снайпер». И несмотря на то, что победила ироничная кинофантазия Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бердмен», тренд все равно очевиден.

«Бердмен».«Ида».«Гражданин четыре».

Лучшим документальным фильмом признали «Гражданин четыре», где режиссер Лора Пойстрас собрала записи своих встреч с правозащитником Эдвардом Сноуденом, нашедшим пристанище в России. И даже главная героиня картины «Ида», победившей в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», судья и бывший прокурор по прозвищу Кровавая Ванда имеет свой реальный прототип в польской истории. Режиссер Павликовский срисовал ее с Хелены Волиньска–Брус, с которой познакомился в Великобритании. Неспешная и медитативная работа Павликовского, у которого, несмотря на камерность истории, все ружья выстреливают в нужный момент, как и у австрийца Михаэля Ханеке, предпочитающего работать с черно–белым изображением, обладает сильным гуманистическим посылом. Собравшая в свое время все главные призы Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» «Ида» способна примирить как любителей чистого искусства, так и поклонников социально–политического кинематографа. Не обличающего, но задающего неудобные вопросы в неподходящий момент. Может быть, своей визуальной легкостью и свежим дыханием, несмотря на серьезность темы, «Ида» и подкупила киноакадемиков. Но понятно, что даже у оставшегося без «Оскара» Андрея Звягинцева и его картины «Левиафан» поклонников не убавится. Особенно в России, где тема коррупции и продажности отдельных чиновников в провинции воспринимается по–прежнему болезненно, а в чем–то даже и острее, чем болевые точки человечества.

И в который раз задаю себе вопрос: когда мы сами начнем снимать про своих героев, а не пребывать в мире надуманных фантазий? Неужели мало в Беларуси достойных художников, профессоров, спортсменов, математиков... Взлет и распад «Песняров» при точной режиссуре и сильном сценарии стал бы блокбастером не хуже «Высоцкого». История самого высокого человека в мире, уроженца Витебщины, Федора Махнова, работавшего в цирке, не проиграла бы в драматизме «Поддубному»... Истории эти вполне вписываются в мировой культурный контекст. Хотя есть и второй, вполне себе интеллигентский путь: отойти в сторонку и ждать какого–нибудь Александра Митту, чтобы он объяснил, как нам любить нашего Шагала.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 38 (24668). Пятница, 27 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter