Развитие атомной энергетики в Беларуси расширяет возможности использования электроэнергии

Киловаттам находят новое применение

Строительство БелАЭС — один из важнейших инвестиционных проектов Беларуси. Выход обоих блоков станции на номинальную мощность позволит экономить около 5 миллиардов кубометров природного газа и генерировать 18—19 миллиардов кВт·ч электроэнергии в год. Это обеспечит около 40 процентов внутренних электропотребностей страны.

фото soundcloud.com
Александр ЛУКАШЕНКО:

— Атомная станция — это дешевая электроэнергия. Мы сейчас уже не только транспорт перестраиваем на электричество, мы сегодня строим жилые дома, где все будет на электричестве. Без электричества не может быть экономики.

4 ноября 2022 года, из выступления на церемонии официального запуска производства комбикормов и аминокислот БНБК в Пуховичском районе.

Стратегический курс

Вопрос о строительстве АЭС рассматривался 1 декабря 2006 года на совещании по вопросам повышения энергетической безопасности Беларуси. Президент Александр Лукашенко, одобрив предложения Национальной академии наук по строительству атомной электростанции в стране, отметил:

— Это аргументированная и взвешенная позиция. Ученые исходили не только из наших внутренних потребностей в энергии, но учли весь мировой опыт, который свидетельствует, что в будущем ядерная энергетика станет основным средством преодоления глобального энергетического кризиса.

Фото Алексея Вязмитинова

Глава государства тогда отметил, что в складывающейся ситуации с энергоресурсами вопрос о создании собственной ядерной энергетики становится практически безальтернативным вариантом гарантии национальной безопасности Беларуси:

— Решение о строительстве белорусской атомной электростанции продиктовано не политическими амбициями, а необходимостью обеспечить энергетическую безопасность страны в условиях истощения мировых запасов газа и нефти, перебоев с поставками и все возрастающих цен на энергоресурсы.

С тех пор для страны, имеющей динамичную экономику и в то же время испытывавшей нехватку собственных топливно-энергетических ресурсов, развитие ядерной энергетики приобрело стратегическое значение.

Сетевой подход 

Создание условий для увеличения энергопотребления — ключевая задача. По предварительным оценкам, к 2030 году потребление электроэнергии в стране достигнет 47 миллиардов кВт·ч. Для примера, в 2020-м этот показатель составлял 38 миллиардов. Как отметил министр энергетики Виктор Каранкевич, это произойдет за счет как реального сектора экономики, так и жилого фонда. Более того, значительно вырастут и объемы потребления электроэнергии котлами, которые введены в эксплуатацию в рамках интеграции БелАЭС в энергосистему и используются для теплоснабжения крупных населенных пунктов. 

Спрос населения на электроэнергию для отопления и подогрева воды растет, и в стране будут увеличиваться темпы модернизации и строительства соответствующей инфраструктуры. Как отметил заместитель министра энергетики Денис Мороз, перспективные планы в этой сфере охватывают более 1,5 тысячи населенных пунктов. Всего за пятилетку предусмотрено ввести в строй около 5,7 тысячи километров сетей. В нынешнем году планируется реконструировать и построить более 2 тысяч километров высоковольтных линий и свыше 20 трансформаторных подстанций различных классов напряжения. Также в планах завершить реализацию инвестпроектов по модернизации высоковольтных подстанций «Белорусская» и «Столбцы». 

За последние два года объем потребления гражданами электроэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения вырос более чем в 5 раз — с 92,5 до 474,9 миллиона кВт·ч. Этому способствовали, в частности, стимулирующие тарифы для населения. Сегодня необходимо учитывать и то обстоятельство, что одномоментно удовлетворить все запросы граждан пока невозможно. Дело в том, что существующие электросети строились под преимущественно бытовые и ограниченные нагрузки. Но эта система сегодня быстро меняется. 

Зеленая перспектива

Атомная энергетика в Беларуси открывает новые возможности и для развития электротранспорта. Когда-то бесспорным символом городского прогресса был троллейбус, контактные линии растягивались на десятки километров. Сегодня Минск по праву считается одной из троллейбусных столиц мира, но с точки зрения высоких технологий этому виду транспорта уже просто не хватает места. Первый отечественный электробус (гибрид троллейбуса и автобуса) появился на столичных улицах в 2017 году. Экологичные модели имеют пока сравнительно небольшой запас автономного хода — около 20 километров. Впрочем, этого вполне достаточно для просчитанных городских маршрутов. Зато на экспресс-зарядку требуется всего 5—8 минут — такой выгодный компромисс стал решающим при выборе предела автономности.

Фото Егора Ермалицкого

Электробусы не нуждаются в контактных сетях, строительство которых обходится государству очень дорого, да и других преимуществ перед традиционными троллейбусами достаточно: плавность хода, комфорт. 

Как отмечает директор филиала «Транспортный парк № 2» предприятия «Минсктранс» Александр Мазго, машины нового поколения по достоинству оценены опытными водителями. Особенно они отмечают маневренность и удобство в управлении, которые значительно повышают контроль над дорожной обстановкой. Да и для пассажиров электробусы стали привлекательным видом транспорта: система климат-контроля вместо открытой форточки, камеры видеонаблюдения, USB-разъемы для зарядки телефонов. Проехав хотя бы один раз, понимаешь: автобус с электрическим двигателем производит впечатление и внутри, и снаружи. Если сказать кратко, то это удобные, комфортные и бесшумные машины. 

Окончательное решение о том, какие именно электробусы выйдут на маршруты в ближайшее время, минские власти примут после того, как осенью будет протестировано еще несколько опытных моделей. Заключен договор на поставки девяти электробусов пятого поколения с увеличенным запасом автономного хода до 50 километров на одной зарядке — отечественное предприятие продолжает совершенствовать батареи собственного производства. Переход на экологичный транспорт позволит стране снизить негативное влияние на природу, а Минску — подтвердить звание одного из самых чистых городов мира.

В последнее время электротранспорту отдают предпочтение не только городские автохозяйства, но и автолюбители. Его распространению содействуют стимулирующие меры, принятые на уровне Главы государства, а также проводимая в стране работа по развитию соответствующей инфраструктуры. По словам Виктора Каранкевича, зарядных станций в стране уже около 700. Они в прошлом году потребили электроэнергии более чем на треть по сравнению с 2021-м. Положительная динамика сохраняется и в этом году. Кстати, во время ежегодной выставки «День электротранспорта» первый заместитель министра промышленности Александр Огородников анонсировал скорое завершение работ над опытным образцом белорусского электромобиля: отечественная модель будет представлена широкому зрителю уже в этом году. 

Фото Егора Ермалицкого

Цена играет роль

Как рассказал генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Сергей Поддубко, наши ученые разработали целую линейку грузовиков на электроприводе. В зависимости от грузоподъемности они делятся на разные категории. 

Первая — полная масса до 3,5 тонны. И такой уже есть в числе разработок ОИМ. Небольшой и маневренный, он идеально подходит для города. Заявленная грузоподъемность — немногим больше тонны. 

Вторая категория — масса до 12 тонн. Это результат совместного труда ученых и отечественного производителя грузовой автотехники. Директор института отмечает, что данная машина — полностью белорусский продукт, созданный на отечественном шасси и дополненный разработанной учеными компонентной базой: электродвигатель и блок управления, инвертор, редуктор, батарея. 

Третью категорию тяжеловесов (до 20 тонн) открывает техника от минского производителя электротранспорта. Первый опытный экземпляр уже проходит обкатку в реальных условиях эксплуатации. 

Белорусские ученые и конструкторы создают силовые двигатели, управляющую электронику, а также аккумуляторы. Как сообщили в Национальной академии наук, сегодня производители ориентируются на сборку из литийионных ячеек. В НАН есть три предприятия, которые компонуют такие системы. Однако более важно быть готовыми к замене лития. И сегодня работы в этом направлении ведутся. 

Беларусь следует общемировым трендам по электромобилизации. По этому показателю мы занимаем лидирующие позиции на пространстве СНГ. По данным Белорусской автомобильной ассоциации, продажи электромобилей в Беларуси в минувшем году выросли на 28 процентов. Как отметил генеральный директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский, емкость рынка легковушек в стране оценивается в 50 тысяч машин в год. Сегмент электромобилей из-за их довольно высокой стоимости пока измерить очень тяжело. Например, предлагаемый отечественным производителем электрохетчбэк, обладателями которого уже стали около 150 покупателей, стоит около 100 тысяч рублей. По словам директора, 20—25 процентов от общего объема авторынка могли бы занимать электромобили, но при условии, что их цена была бы ниже 10 тысяч долларов в эквиваленте. Кстати, уже в нынешнем году у нашего автопроизводителя в продаже появится новая модель бюджетного сегмента, имеющая при этом достаточно высокие технические характеристики. 

Вольты обогрева

Жилые дома, где для отопления, подогрева воды и приготовления пищи используется исключительно электрическая энергия, стали трендом в строительстве. В каждой такой квартире устанавливаются два счетчика: первый считает электрорасходы на отопление и нагрев воды, второй — сколько берут другие  приборы и оборудование. Тариф на электричество в таких домах пониженный, поэтому на стандартную двухкомнатную квартиру в месяц уходит до 50 рублей, и жильцы точно знают, за что и по каким расценкам они платят. Как сообщили в Департаменте по энергоэффективности Госстандарта, электрическое жилье — удобная платформа для внедрения систем умного дома. 

Фото Алексея Бибикова

Такое жилье уже регулярно вводится в эксплуатацию по всей стране. Так, совсем недавно новоселов встретил новый электродом на 80 квартир в Слониме, на подходе сдача еще двух таких же. Счастливый глава многодетной семьи Евгений во время торжественного мероприятия увидел в новостройке не только решение жилищного вопроса, но и технологии будущего: 

— Технологии меняются, и, на мой взгляд, такие дома лучше обычных. 

Популярность электродомов растет и у индивидуальных застройщиков. Этому способствовали в том числе целенаправленные меры со стороны государства: указы об упрощенных строительстве и приемке индивидуальных построек. Как отметил министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович, за 2022 год было возведено около 300 тысяч квадратных метров такого жилья, а в 2023-м эта цифра будет увеличена еще на несколько десятков процентов. Безусловный лидер — Могилевская область. Тут в нынешнем году планируют сдать 60 тысяч квадратных метров электрожилья, что является рекордным показателем по сравнению с другими регионами. Люди начинают более глубоко осознавать все выгоды новшеств. Всего за пятилетку в Беларуси планируется возвести около 2 миллионов квадратных метров электродомов.

Импортозамещение в пути

Модельный ряд отечественной грузовой электротехники расширяется. Сейчас ученые в сотрудничестве с минским автопроизводителем работают над электрическим мусоровозом грузоподъемностью 12—16 тонн и перронным автобусом для аэропортов на электрической тяге мощностью 130 кВт. Совместно с отечественным производителем тракторов создан электрический льдозаливочный комбайн, который так необходим для ледовых дворцов. Теперь машину не нужно покупать за валюту, это уже серийный продукт.

Зарядка в любом виде

Общемировой тренд по увеличению присутствия электромобилей на дорогах отчетливо заметен и по коммерческому транспорту. Более того, появляются новые операторы зарядных инфраструктур. Растут поставки «электричек» из страны-лидера электромобильных технологий — Китая. Как свидетельствует заместитель генерального директора по строительству и общим вопросам РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Андрей Котик, в отечественных сетях идет активное дооснащение зарядных станций китайским разъемом по стандарту GBT. Сегодня введено в эксплуатацию 16 объектов с возможностью зарядить китайские машины, а к концу года их будет около 200, что составляет почти 30 процентов от всей подобной инфраструктуры в стране. 


Проектов после ввода в эксплуатацию Белорусской АЭС накопилось не на одно десятилетие. Электродома, электротранспорт, энергоемкие производства — выгоду мирного атома уже подтверждают даже те, кто ранее скептически относился к перспективам развития ядерной энергетики. Глобальный экономический кризис показал все ее преимущества, и Беларусь уверенно усиливает свои позиции в области национальной и энергетической безопасности. 

По стране без остановок

До 2025 года супербыстрые зарядные станции для электромобилей появятся во всех областных городах и на трассе М1. Кстати, зарядная инфраструктура Беларуси была признана лидером на международном экологическом конкурсе «Зеленая Евразия» среди стран ЕАЭС. Наиболее выделяющимся проектом стал отечественный супербыстрый комплекс, в котором реализованы все современные тренды: система накопления электрической энергии, пантограф для рейсового электробуса, а также возможность пополнить запас хода электромобиля на 300 километров всего за 10 минут. 

Продажи набирают обороты

По данным Международного энергетического агентства, в прошлом году в мире было продано более 10 миллионов электромобилей, что на 55 процентов больше, чем в 2021-м. Этому содействовала в том числе общемировая тенденция постепенного отказа крупных автоконцернов от производства техники с двигателями внутреннего сгорания. Важным фактором стал и рост цен на топливо, который мы наблюдали в европейских странах на фоне глобального энергокризиса. В результате общее количество электромобилей в мире превысило 26 миллионов единиц. Эксперты прогнозируют, что в текущем году положительная динамика сохранится. Ожидается, что продажи электрокаров вырастут на 35 процентов — до 14 миллионов в год. При этом доля новых электромашин на рынке в этом году достигнет 18 процентов, в то время как в 2020-м она составляла всего 4.

Фото Алексея Матюша

КСТАТИ

Как сообщили в Минэнерго, по поручению Правительства городской общественный транспорт Жодино и Шклова планируют полностью перевести на электричество. Задача Министерства энергетики — выполнить работу по реконструкции электросетей, чтобы обеспечить необходимые мощности для зарядных станций. Проекты планируется реализовать к концу 2026 года.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter