Барановичские железнодорожники на фоне пандемии и санкций увеличивают грузоперевозки

Километры высоких скоростей

В сентябре одно из крупнейших отделений Белорусской железной дороги — Барановичское — отметило 75-летие со дня создания. А в ноябре еще одна важная дата — 150 лет со дня образования станции Барановичи-Центральные и локомотивного депо Барановичи. В условиях мировой пандемии и европейских санкций против нашей страны отделение не только сохранило заданный темп по развитию международных грузоперевозок, но и увеличило их. Способствовали этому ценовая политика и активное развитие цифровых сервисов. В этом убедились корреспонденты «Р».

Символический знак в здании вокзала Барановичи-Центральные.

Тренд — грузоперевозки

Что сегодня представляет собой станция Барановичи-Центральные? Для нас, пассажиров поездов, она ассоциируется с одноименным вокзалом. На самом деле деятельность вокзала — только часть той огромной работы, которой занимается почти полутысячный коллектив станции Барановичи-Центральные — одного из крупнейших железнодорожных узлов в Беларуси. В ее составе — станции Барановичи-Северные, Боровцы, Барановичи-Полесские, вокзал Барановичи-Полесские, пассажирское здание Барановичи-Центральные. Кроме того, станция обслуживает подъездные пути более 20 промышленных предприятий города Барановичи и района.

— В условиях пандемии проявилось преимущество железнодорожного транспорта перед авиацией. Живем за счет транзита и грузовых перевозок, — рассказывает начальник станции Барановичи-Центральные Николай Шорин. — В последние два года хорошо развиваются контейнерные транзитные перевозки. Лидер роста — направление Китай — Европа — Китай. Беларусь в силу своего географического положения стала своеобразным мостом между двумя частями света. В 2020-м российские перевозчики были на карантине из-за пандемии, и мы в конце года почувствовали спад. В нынешнем году все восстановилось. Загрузка полная.


— Не сказались ли на объемах перевозок санкции, которые вводятся против белорусских предприятий ЕС?

— Санкции? Нет. Работаем на пределе своих возможностей, перевозим грузы по шести направлениям. Причем такой спрос на перевозки, что не всегда хватает вагонов. Дело в том, что соседи-украинцы нередко пользуются нашим парком вагонов. Возвращают не вовремя, не выдерживают сроки возврата. Мы с нетерпением ждем, а они в это время сами пользуются.

— В телеграм-каналах нередко звучат упреки, что Беларусь вывозит из страны лес-кругляк. Недавно министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа заявил, что Беларусь не экспортирует лес в виде сырья.

— Лесных грузов стало намного больше, но за границу вывозится не круглый лес, а только лес глубокой переработки — щепа, плиты, — подтвердил Николай Шорин.

Дмитрий Покинко и Дмитрий Шнуров — одни из лучших слесарей локомотивного депо.

Цифра сегодняшнего дня

Развитие цифровых сервисов — это еще одно преимущество Белорусской железной дороги. В 2014 году на станции Барановичи-Центральные открыт линейный центр транспортного обслуживания. Это был первый комплекс в структуре БЖД, который заработал по новым технологическим и информационным принципам транспортного обслуживания.

Заместитель начальника станции Вадим Чурай рассказал, что сегодня центр обслуживает 350 клиентов:

— Востребована услуга «электронная перевозка». Клиенты к нам не ездят. Взаимодействуем в электронном виде, все делаем удаленно. Кроме того, произошло закрытие внутренних пунктов таможенного оформления, работают система централизованного декларирования, электронная очередь. Сегодня цифра на службе клиентов.

Электронными сервисами охотно пользуются и пассажиры поездов. Вокзал Барановичи-Центральные до 25 процентов билетов продает через интернет. Может, поэтому мы увидели на вокзале всего одну открытую кассу?

Локомотивное депо производит ремонт белорусско-китайских грузовых электровозов.

Заведующая билетными кассами Елена Аксенова говорит о негативном влиянии ковида:

— Многие страны из-за пандемии приняли решение о временном прекращении железнодорожного сообщения. Поездов стало меньше.

Интересуемся, как пандемия повлияла на пассажиропоток. Здесь снижение. Но пригородные перевозки популярны, как и раньше. А вот в дальнюю дорогу в основном едут в Россию. Ежемесячно в восточном направлении вокзал Барановичи-Центральные продает до шести тысяч билетов.

Профилактика для локомотивов

150-летний юбилей локомотивное депо Барановичи встречает как многопрофильное высокомеханизированное и самое крупное ремонтно-эксплуатационное предприятие БЖД. Причем единственное в Беларуси, освоившее и производящее капитальные виды ремонтов электропоездов и электровозов. В депо ремонтируют электровозы различных модификаций, электрички, дизель-поезда, маневровые тепловозы, а с недавнего времени — и белорусско-китайские грузовые электровозы. 

Несколько лет назад БЖД закупила электровозы переменного тока БКГ1 и БКГ2, производимые китайской компанией. Электровозы были разработаны с учетом особенностей эксплуатации на территории нашей страны. Место их прописки — депо Барановичи. Мы заглянули в цех по ремонту и обслуживанию белорусско-китайских грузовых электровозов.

На железной дороге отмечается рост грузоперевозок.

Заместитель начальника депо Павел Мухин показал те самые электровозы, которые уже несколько лет можно видеть на стальных магистралях Беларуси:

— Применение в приобретенных электровозах передовых технологий локомотивостроения потребовало кардинально нового подхода к их эксплуатации и техническому обслуживанию — как в части квалификации локомотивных бригад и ремонтного персонала, так и к развитию ремонтной базы в депо. Техника пришла новая, и все виды обслуживания осваивали с нуля. С помощью китайской стороны, разумеется. Этот цех отремонтировали для средних видов ремонта электровозов БКГ. Освоили модульный метод ремонта, когда производим демонтаж всего оборудования, распределяем его по производственным подразделениям, где непосредственно идет ремонт, а потом сюда все возвращается, и здесь происходит сборка. Данный принцип ремонта оправдал себя. Теперь перед нами стоит задача — освоение капитальных видов ремонта электровозов БКГ. И в этом случае будем начинать с нуля, с использованием нормативных документов, разумеется, и наших разработок.

Павел Мухин привел цифры: выручка локомотивного депо от реализации продукции по иным видам деятельности за девять месяцев 2021 года составила свыше 2,3 миллиона рублей, а экспорт услуг за тот же период — около 760 тысяч долларов.

В  ТЕМУ

С начала 2021 года Белорусская железная дорога обеспечила перевозки более миллиона контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте во всех видах сообщения.

За девять месяцев объем транзитных контейнерных перевозок увеличен в 1,4 раза по сравнению с аналогичным периодом

2020 года. Значительная доля этого объема — результат работы Белорусской железной дороги с железными дорогами России и Казахстана в рамках совместного проекта АО «ОТЛК ЕРА».     

Экспортные перевозки продукции белорусских предприятий по итогам работы за девять месяцев 2021 года увеличены на 15 процентов.

В текущем году активно развиваются и внутриреспубликанские перевозки, объем которых увеличен на 17 процентов, сообщает пресс-служба БЖД.

КСТАТИ

В фонде Технико-инспекторского комитета железных дорог России хранится дело «Об освидетельствовании Московско-Брестской железной дороги от Смоленска до Бреста». В нем — журнал с приложением ведомости построек на станциях Московско-Брестской железной дороги. Запись от 1 ноября 1871 года гласит: «станция Барановичи III класса, одно паровозное здание на два паровоза».

А 28 ноября этого года через деревню Барановичи проследовал первый поезд из Смоленска в Брест. Таким образом, с ноября 1871 года начинается не только история локомотивного депо Барановичи и станции Барановичи-Центральные, но ведет отсчет своей истории город Барановичи, сегодня второй по численности населения в Брестской области.

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter