Автостоп — штука увлекательная, но небезопасная

Километры игры с судьбой

Путешествие на попутных машинах, или попросту автостоп — штука увлекательная, но небезопасная...

Путешествие на попутных машинах, или попросту автостоп — штука увлекательная, но небезопасная. Да, можно не тратиться на железнодорожные или авиабилеты, однако это весьма рискованный способ сэкономить. Криминалисты даже выделяют особый вид маньяков, которые охотятся исключительно на голосующих у обочины. В сводках пропавших без вести автостопщики фигурируют довольно часто. Например, известную украинскую любительницу такого способа путешествий Марину Буракову, пропавшую в Мексике, ищут до сих пор...


В России было проведено исследование, согласно которому каждый третий голосующий попадает в неприятную ситуацию на дороге. Сами же автостопщики считают, что на каждые 100.000 километров пробега обычно приходится одна дорожная катастрофа. ДТП — самый распространенный несчастный случай. На втором месте — грабежи, на третьем — сексуальные домогательства.


Главное — вовремя дернуть ручник


Минчанин Александр Лычавко — вольный путешественник со стажем. Первый раз поднял большой палец вверх на трассе в 2001 году. За плечами 106 тысяч накатанных километров по России, Украине, Беларуси. Его подвозили «дальнобойщики», милиционеры, чиновники, мотоциклисты, водители тракторов и гужевых повозок. С неадекватными водителями, по его словам, не встречался. Зато чуть не пострадал от встречи с какими–то хулиганами. Вместе с друзьями в Украине они вышли на одном из остановочных пунктов, попрощались с подвозившим их водителем и отправились устраиваться на ночлег. В это время к ним подошли агрессивные парни в спортивных костюмах и потребовали убраться «с их дороги». Ситуация могла бы закончиться печально, если бы не внезапно появившаяся группа молодых людей, явных соперников «властелинов дороги». Под шумок начавшейся драки Александр вместе со своими друзьями успел спрятаться на местной заправке.


Анна Иванова первый раз села в машину к незнакомому человеку 6 лет назад. Девушка ездит автостопом не из–за финансовых трудностей. Она считает, что из всех возможных способов путешествия этот — наиболее насыщенный эмоциями и впечатлениями. И объясняет свой выбор так: «К примеру, если летишь на самолете, ты садишься в одной точке и выходишь в другой и ничего, кроме двух аэропортов, не видишь. Практически то же самое и с поездом. Если едешь в автобусе, то, скрючившись в три погибели, пытаешься рассмотреть что–то в окно. А вот когда едешь автостопом, перед тобой открыты все дороги и любые места».


За время своего свободного перемещения Анна почти не встречалась с «опасными» водителями. «Изначально, когда садишься в чужую машину, ты не боишься людей. Но, естественно, сразу обращаешь внимание на водителя и оцениваешь, стоит ли соглашаться на предложение подвезти», — рассказывает Аня. И тут же вспоминает неприятную ситуацию, в которую она попала вместе с подругой в одном из маленьких французских городов.


Ночь, машин на дороге немного. По международному сигналу поднятого вверх пальца остановился легковой автомобиль. Водитель не понимал английского языка, девушки не знали французского, ехали молча. Через некоторое время Анна заметила странности в поведении водителя...  «Мы поняли, что у него явные психологические отклонения. Как раз перед крутым поворотом машина сбросила скорость, я дернула ручник, и мы выскочили, побежали в лесополосу...» Расстроенный извращенец еще долго ругался вслед недавним пассажиркам...


Вид с водительского кресла


Чаще всего самыми благожелательными и надежными людьми на трассе оказываются водители автопоездов. Шофер–профессионал Михаил Пантя за рулем грузовика уже 15 лет. Молодых людей на дороге подбирает почти всегда. Конечно, опасается дорожного бандитизма, но говорит, что оценивает потенциальных пассажиров по внешнему виду. Если видны рюкзаки, спальные мешки — сразу понятно, что это путешествующая молодежь. Возле таких останавливается почти всегда. Кроме того, Михаил считает, что общение с хорошим попутчиком — один из самых эффективных способов не уснуть ночью в дороге. Для «дальнобойщиков» разговоры с попутчиком — это своеобразная «плата за проезд». Автостопщики знают об этом и с удовольствием соглашаются скоротать ночь за беседой с водителем в обмен на преодоленные километры.


По словам М.Панти, ему ни разу не приходилось подвергаться опасности со стороны случайных попутчиков или хотя бы сожалеть, что он подобрал кого–то из них.


Защити себя сам


Удача и везение — замечательные попутчики в дороге. Но самое полезное — иметь умную голову на плечах. Как признаются автостопщики, главное в дороге — постоянно быть начеку и анализировать происходящее. Оценивать собеседника по манере разговора, следить за его действиями. Уметь учиться на чужих ошибках. Кстати, легкие на подъем белорусские любители дорог и новых знакомств даже собирались на особые встречи — «эльбы», где обменивались опытом путешествий. Сейчас, по словам Александра Лычавко, такие встречи проходят все реже: «Когда интернет не был так распространен, среди белорусских автостопщиков было определенное сообщество. Мы встречались почти каждую среду, обменивались маршрутами, историями, фотографиями. Сейчас все переместились в социальные сети...»


Да, времена меняются. И как бы ни был удобен автостоп, люди постепенно отказываются от такого способа передвижения. Антон Кротов, президент российской Академии вольных путешествий, считает, что со временем автостопщиков будет еще меньше: «Это связано с ростом благосостояния. Чем больше люди зарабатывают денег, тем больше они дорожат своим временем и предпочитают более скоростные и упорядоченные путешествия».


Однако для малоимущих да еще и романтически настроенных студентов этот способ передвижения всегда будет актуален. Как и правила безопасности на дорогах, которые опытные автостопщики знают лучше любого атласа автомобильных дорог.


8 правил безопасного путешествия


1. Не стоит путешествовать в одиночку. Как показывает практика, гораздо охотнее водители берутся подвезти пару — парня и девушку.


2. Лучше всего для поездки выбрать яркую одежду со светоотражающими полосками. Так вероятность того, что водитель вас заметит, возрастает. Это повысит ваши шансы не только уехать куда–то, но и не быть сбитым пролетающим на большой скорости автомобилем.


3. Останавливайте машины возле заправки, поста ГАИ или на перекрестке. Во–первых, на этих участках водители снижают скорость, а значит, им проще заметить путника и вовремя затормозить. Во–вторых, так безопаснее: работники заправки могут заметить, в какую машину вы сядете, и, если что–то случится, вас будет проще искать.


4. Не прыгайте в первую остановившуюся машину. Осмотритесь внимательнее и, если заметите подозрительные предметы в салоне (бутылки из–под спиртного, шприцы, ножи) или у вас просто возникнет плохое предчувствие, не садитесь в этот автомобиль. Узнав, куда едет водитель, вы всегда можете сказать, что вам в другую сторону и отказаться от поездки.


5. Чтобы обезопасить себя, на всякий случай позвоните родным или друзьям и сообщите, куда и на какой машине вы едете. Конечно, не нужно, с опаской оглядываясь на водителя, описывать его особые приметы. Вы можете сообщить по телефону даже номер машины — под видом того, что разговариваете с попутчиками, которые будут ждать вас в назначенном месте.


6. Чтобы вас не обокрали, не доставайте при случайных попутчиках кошелек. На всякий случай документы и немного денег спрячьте во внутренний карман куртки или даже зашейте под подкладку.


7. Отправляетесь автостопом за границу? Неплохо бы знать хотя бы английский. Владеть языком в совершенстве не обязательно, нужно, чтобы вы как минимум могли объяснить, куда направляетесь, и понять, что вам на это ответит водитель.


8. В пути всякое может случиться, возьмите с собой аптечку с самыми необходимыми лекарствами и теплые вещи. И, разумеется, не пренебрегайте правилами дорожного движения.

 

Советская Белоруссия №175 (24312). Среда, 18 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter