Килобайты дальнего плавания

Сайтами обзавелись более 92% компаний, но качество этих ресурсов чаще всего хромает

Белорусским экспортерам необходимо осваивать Интернет

Специалисты в области интернет-услуг утверждают: работа белорусских предприятий в сети построена из рук вон плохо. Своими сайтами обзавелись уже более 92 % отечественных компаний, но качество этих ресурсов чаще всего хромает. В большинстве случаев это сделанные под копирку невзрачные интернет-визитки, информация на которых может не обновляться месяцами и даже годами. Логика проста: есть сайт – и ладно. О проблеме его продвижения в сети многие и не задумываются. Не хватает даже воображения разослать ссылку на свой ресурс потенциальным партнерам.

Действительно, для большинства белорусских предприятий присутствие в сети Интернет – лишь навязанная сверху обязанность. На усиление своих экспортных позиций с помощью всемирной паутины рассчитывают немногие. В минувшем году руководство страны прямо указало промышленникам на необходимость использования веб-ресурсов для проникновения на внешние рынки. В августе–октябре 2009 года разработчики веб-ресурсов столкнулись с бумом спроса. Правда, спрос этот был скорее для галочки. Компании, занимающиеся сайтостроением, несколько месяцев трудились не покладая рук, но в итоге, как говорят специалисты, это эффекта не принесло. Разумеется, большинство белорусских предприятий, которые до сих пор не имели собственного интернет-представительства, действительно завели себе сайты, однако реальным продвижением своих ресурсов занялись единицы. Белорусские корпоративные интернет-страницы зачастую потеряны в сетевом пространстве и не выполняют свою функцию инструмента продвижения компании и продукции. Уже на стадии создания сайта необходимо выстраивать систему продаж и презентацию продукции, а после еще и работать над его постоянным продвижением.

Как выяснилось, у белорусских корпоративных веб-ресурсов хватает и других недостатков. Например, лишь треть интернет-сайтов отечественных производителей имеет англоязычную версию. А значит, на зарубежных покупателей им рассчитывать не приходится. Не везде есть описание вариантов доставки, финансовые условия поставки, список сервисных центров, бесплатные обзоры, которые благоприятно позиционируют предлагаемый товар. Отсутствует информация о клиентах и странах, куда поставляется продукция. А ведь все это косвенно демонстрирует потенциальному заказчику ее востребованность и конкурентоспособность.

С другой стороны, специалисты отмечают, что корпоративный сайт – отнюдь не единственный путь для поиска партнеров в интернет-пространстве. Неплохим подспорьем могло бы стать позиционирование отечественных экспортоориентированных компаний на международных торгово-закупочных платформах (electronical marketplaces). Эти глобальные ресурсы позволяют обеспечить прямое взаимодействие потребителей и поставщиков, снизить операционные расходы, повысить эффективность планирования ресурсов, управляемость и контролируемость предприятия. В мире функционирует уже более сотни подобных «электронных бирж», причем крупнейшие из них посещают миллионы пользователей, в основном из корпоративного сектора: снабженцы предприятий, оптовики, дилеры крупных компаний. В режиме реального времени здесь размещаются заказы, проходят тендерные торги, заключаются выгодные контракты. На крупных интернет-площадках, как правило, представлены тысячи компаний, ежедневно проводятся сотни сделок. Просто зарегистрировавшись в электронной системе, компания может получить доступ к информации о новых производителях, поставщиках, рынках сбыта, о реальном соотношении спроса и предложения в разных странах. «К примеру, одному производителю автомобилей понадобилась крупная партия крепежных деталей. Специалисты компании заходят на электронную площадку – набирают в поисковом окне необходимые параметры и выбирают из огромного числа производителей со всего мира. Фактически это напоминает расширенную версию каталога, но опций гораздо больше. Вплоть до того, что прямо здесь же можно наладить деловую переписку», — рассказывает Андрей Нестерович, управляющий партнер «Caiman Research».

Специалисты уверяют: метод электронной торговли больше всего подходит для продаж и закупок товаров со стандартной спецификацией, предлагаемых множеством предприятий. Покупателю не нужно прилагать множество усилий, чтобы сравнивать различные предложения, да и продавцам легче находить спрос на стандартную, пользующуюся спросом продукцию. Основным преимуществом электронной торговли является доступ к широкому кругу потенциальных поставщиков и, соответственно, возможность получения более выгодных условий сделки.

По данным российской Ассоциации электронных торговых площадок, несмотря на кризис, число контрактов в электронной торговле за последние месяцы возросло. Но, по общему мнению участников рынка электронной торговли, большинство крупных и средних белорусских компаний пока инертны в этих вопросах. Хотя о существовании подобных сервисов им хорошо известно. «Если ими не пользуются, это, вероятнее всего, результат внутренней политики руководства. Дело в том, что электронные торги действительно обеспечивают прозрачность и независимость в принятии решений, — отмечает Андрей Черногоров, директор по маркетингу электронной торговой площадки «Setonline.ru». — Не все компании готовы работать по таким принципам — часто закупкам сопутствует теневая составляющая. Хотя сегодня у лиц, принимающих решения, появилась дополнительная мотивация к использованию технологии электронной торговли, поскольку на первое место встает экономия и сокращение издержек».

По оценке компании IBS, экономия от использования схем торговли через электронные торговые площадки может достигать 15 % со стороны закупок и 22 % со стороны сбыта. При этом единственная издержка, которую компании приобретают, переходя на электронные торги, — это плата за пользование механизмом поиска и оформления сделок. Ряд площадок в качестве комиссии взыскивают процент от совершенной сделки. Но «живых» денег на проведение электронных торгов заказчик не тратит, а платит процент от сэкономленных средств. Комиссия на площадке составляет порядка 1,5 % от объема торгов для корпоративных заказчиков.

На больших лотах процент будет меньше, а некоторые площадки берут только абонентскую плату. Хотя, по белорусским меркам, она не маленькая. Например, крупнейшая мировая торговая площадка «Alibaba.com» за полный пакет услуг требует порядка 7 тыс. евро в месяц.

---------------------------------

Крупнейшие мировые торговые площадки:

Alibaba.com

Это китайская торговая площадка. Появилась она в 1999 году и сегодня объединяет группу сайтов в разных доменных зонах. Имеется также русская локализация: russian.alibaba.com, но только в виде каталога компаний. Каждый месяц на сайт заходят до 2,7 млн. посетителей из 240 стран.

Tradekey.com

Эта торговая площадка появилась в 2006 году. Ее главные офисы находятся в Пакистане и Саудовской Аравии. В месяц их сайт просматривают 22 млн. человек.

Made-in-china.com

Данная электронная торговая площадка является посредником между покупателями из разных стран и китайскими продавцами-производителями. Ее сайт представлен в виде интернет-магазина. Здесь есть возможность купить любой товар онлайн. Каждый месяц сайт посещают 420 тыс. человек.

Dhgate.com

Данная торговая площадка появилась в 2004 году. Здесь можно оплатить товар онлайн. Сейчас на сайте зарегистрировано более 100 тыс. компаний из 230 стран, которые предлагают более 10 млн. наименований товаров. Каждый месяц сюда заходят до 320 тысяч посетителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter