Верховная рада Украины приняла в первом чтении проект поправок в конституцию, направленных на децентрализацию страны

Киев между молотом и наковальней

В последний день августа Верховная рада Украины приняла в первом чтении проект поправок в конституцию, направленных на децентрализацию страны. Децентрализация является одним из условий минских соглашений по урегулированию ситуации на юго-востоке. Вокруг поправок в конституцию с самого начала кипели нешуточные страсти, которые в итоге вылились в полномасштабные беспорядки у стен Верховной рады в день голосования. В результате взрыва гранаты, разорвавшейся в толпе протестующих, пострадали десятки человек. Это были самые масштабные беспорядки в Киеве после политического переворота 22 февраля 2014 года.



Против поправок в конституцию выступают политические радикалы, считающие их уступкой «сепаратистам» Донбасса. Голосовать за законопроект отказались «Радикальная партия» Олега Ляшко, блок «Самопомощь» львовского мэра Садового и националистическая партия «Свобода».

Происходящее наглядно иллюстрирует раскол в правящем классе Украины, когда «системные» политики, пытающиеся играть роль умеренных и конструктивных сил, стремятся ослабить влияние радикалов, бывших ударной силой прошлогоднего политического переворота. Несмотря на демарш радикалов, голосов коалиции Порошенко—Яценюка, а также «Оппозиционного блока» оказалось достаточно, чтобы принять законопроект в первом чтении. Не исключено, что киевские беспорядки могут стать поводом для дальнейшего давления на радикалов. Так, МВД страны поспешило обвинить в случившемся партию «Свобода» и ее лидера Олега Тягнибока. Власть уже давно пытается избавиться от ставших неудобными и ненужными радикалов, которые  являются значимым военно-политическим фактором в жизни Украины. Впрочем, сделать это не так-то просто, учитывая, что градус радикализма, направленного против донецких «сепаратистов» и «российской агрессии», постоянно подогревается в обществе, отвлекая его от нарастающих социально-экономических трудностей. А децентрализация, в свою очередь, стала очень удобной мишенью для критики со стороны радикалов, устремления которых все больше расходятся с курсом президента Порошенко.

Впрочем, проект децентрализации не только не удовлетворяет украинских радикалов, но вызывает откровенный скепсис и со стороны непризнанных республик. Разрабатывался он Киевом единолично, без учета мнения самопровозглашенных республик. По словам спикера Верховной рады В. Гройсмана, никаких конституционных проектов со стороны ДНР и ЛНР не поступало, поэтому они и не могли быть учтены в разработанном документе. Однако в самопровозглашенных республиках неоднократно заявляли, что направляли свои проекты поправок в конституцию в Киев.

Проект децентрализации предусматривает трехуровневую систему самоуправления. На низовом уровне находятся местные общины, на среднем – районы (их планируется укрупнить относительно ныне существующих), на верхнем – регионы (аналог нынешних областей, границы которых менять не планируют). Власть в этих административных единицах передается исполнительным комитетам, формируемым местными советами. Таким образом, устраняется вертикаль назначаемых Киевом управленцев в регионах. Вместе с тем президента на местах будут представлять префекты, наделенные контролирующими функциями. Кроме того, он получит право распускать местные органы власти и вводить прямое правление в случае, если деятельность местных органов, по мнению Киева, как-либо будет угрожать украинской государственности. Комментируя этот пункт, разработчики проекта говорят о нем как о предохранительном механизме от сепаратизма. Судя по тому, как часто упоминается «угроза сепаратизма» в связи с децентрализацией, весьма высок риск того, что в итоге эта децентрализация так и останется чистой формальностью. Например, реальная власть сконцентрируется в руках назначаемых президентом префектов. Могут использоваться и разного рода механизмы финансового давления на местные власти, учитывая, что многие местные общины в итоге могут оказаться финансово несостоятельными и будут вынуждены обращаться за помощью к центру.

Механизмы управления районов Донецкой и Луганской областей, контролируемых людьми Захарченко и Плотницкого, должны оговариваться отдельным законом, но уже вполне очевидно, что пожелания самопровозглашенных республик в Киеве намерены проигнорировать. Президент Порошенко неоднократно подчеркивал, что ни о каком «особом статусе» для Донбасса речи не идет. А значит, и требования ДНР и ЛНР, такие как создание силовых структур, подчиненных местным властям, или нейтральный внеблоковый статус Украины, останутся без внимания.

В этих условиях вряд ли приходится рассчитывать на то, что принятый со скандалом в первом чтении проект децентрализации станет «дорожной картой» по урегулированию конфликта в Донбассе.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter