Киев изобретает противогаз

Развитие «газового конфликта» между Россией и Украиной является сегодня главной новостью информационных агентств и первых полос крупнейших газет. Комментариев предостаточно! Наиболее глубокие аналитики пытаются выйти из круга расхожих представлений о «прагматизме рыночной экономики», равно как о «желании Кремля взять реванш за прошлогодние президентские выборы в Киеве». Проблема существенно шире...
Развитие «газового конфликта» между Россией и Украиной является сегодня главной новостью информационных агентств и первых полос крупнейших газет. Комментариев предостаточно! Наиболее глубокие аналитики пытаются выйти из круга расхожих представлений о «прагматизме рыночной экономики», равно как о «желании Кремля взять реванш за прошлогодние президентские выборы в Киеве». Проблема существенно шире. Она касается и будущих взаимоотношений Киева и Москвы, России и Европы, влияния «трубы» на ментальность народов, а также будущих геополитических реалий, формирующихся сегодня под влиянием распределения энергоресурсов. Словом, политикам, философам и футурологам есть над чем поразмыслить... Внимательно следят за развитием событий и из Минска. Разумеется, мы не можем быть безучастными, наши аналитики также «просчитывают варианты» происходящего, дают свои оценки. Но одно обстоятельство очевидно: продемонстрированная в течение последних лет и твердая, и одновременно эластичная, по–настоящему прагматичная позиция белорусского руководства обеспечила теплом наши дома, а экономику — газом по стабильным и разумным ценам.

За первые сутки нового года, по расчетам "Газпрома", Украина несанкционированно отобрала 95 миллионов кубометров газа из российских экспортных объемов, а на следующие, как заявил вчера пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Сергей Куприянов, уже 118,7 миллиона. Далее простая математика - последовали жалобы европейских стран на топливное "недомогание", т.е. на недополучение нужных объемов газа. И, наконец, логичный аккорд "Газпрома" как поставщика-гаранта: вчера было восстановлено снабжение Европы газом и компенсированы все недополученные объемы. Аккорд этот, понятно, пока не завершает развитие событий, хотя рынок есть рынок, и сторонам конфликта, связанным одним российским газом, договариваться придется. "По сути, здесь столкнулись интересы двух монополистов, один имеет газ, другой имеет трубу, - комментирует конфликт кандидат исторических наук, заместитель декана факультета международных отношений БГУ Людмила Хухлындина, - и переход на рыночные цены нормален и объективен. Что же касается стран ЕС, то они заботятся о своих всем понятных интересах в этом конфликте, поэтому займут выжидательную позицию, опасаясь поддерживать Киев либо Москву". Поэтому, видимо, сегодня в Брюсселе на специальном заседании Координационной группы ЕС по газовым вопросам, где будут обсуждаться пути выхода из газового конфликта, Евросоюз примет не резкий, а посреднический тон.

Между тем, несмотря на продолжающиеся в Москве российско-украинские переговоры, война слов продолжается. Пока в российском МИДе подчеркивают заинтересованность в дружеских и партнерских отношениях с Киевом, в киевском руководстве старательно "политизируют" проблему. Первый замминистра иностранных дел Украины Антон Бутейко уже отметился шокирующими словами, заявив о грядущем распаде российской империи, а предприятие "Газпром" получило от него эпитет "контрабандистское".

Примечательно, что в разгар "газовой войны" иные политологи пытались пристегнуть к конфликту и Беларусь - дескать, если цена "Газпрома" для Киева 230 долларов за тысячу кубометров - рыночная, то где же прагматизм в отношении Минска, который будет получать газ за 46,68 доллара? Тем не менее Беларусь - не исключение и в отношении ее "Газпром" тоже перешел на рыночные принципы работы. Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал недавно российский политолог, профессор МГИМО Алексей Пушков. Цитируем: "Беларусь - наш близкий союзник. Через эту страну тоже, кстати, идут трубопроводы с российским газом, однако газ там не воруют и нас ничем не шантажируют. В Беларуси находится общая группировка войск. Там есть станция раннего предупреждения о ракетном нападении, которая для нас исключительно важна стратегически. Есть совместные программы у военных. У нас открытая граница с Беларусью, т.е. западные границы Беларуси - это западные рубежи России. Это тоже стоит немалых средств. Минск несет большой груз союзнических обязательств по отношению к нам. И мы вправе учитывать это в наших взаимных расчетах. Здесь тот случай, когда для партнера, в союзничестве которого не сомневаемся, мы вводим особый статус".

Что ж, здоровый прагматизм - это и здоровая основа для сотрудничества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter