Что нужно для эффективного противостояния экстремизму?
30.11.2018 13:11:59
Радикализация мнений, репосты профашистских статей, призывы к насильственным действиям вплоть до терактов и захвата заложников... Нынешний мир не очень пока похож на обитель задумчивых философов. Интернет же позволяет крайние взгляды распространять со скоростью вирусов. В Палату представителей поступил законопроект “Об изменении законов Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с пропагандой нацизма и экстремизма”. Этот документ подготовлен Советом Министров с участием многих экспертов и с учетом как современных тенденций в сфере государственного управления, так и зарубежного опыта. Ожидается, что до конца осенней сессии Парламент рассмотрит предлагаемые поправки в первом чтении. Что нужно для эффективного противостояния экстремизму? Об этом рассуждают эксперты.
Валерий Савко, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по правам человека, национальным отношениям и СМИ
К сожалению, и в нашей стране имеет место развитие идей крайне правого толка. Фиксируются факты искажения событий прошлого, в интернете публикуются псевдоисторические статьи, оправдывающие нацистских преступников и их пособников, которые несут в себе потенциальную угрозу национальной безопасности страны.
Генеральная Ассамблея ООН 19 декабря 2016 года на своем пленарном заседании приняла резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами дискриминационных практик, за которую проголосовало 133 страны, в том числе и наша. Эта резолюция направлена на сохранение исторической памяти и предотвращение любых попыток исказить и сфальсифицировать итоги Второй мировой войны. Вместе с тем, несмотря на общепризнанный принцип приоритета международного права, в белорусском законодательстве оправдание нацизма, а равно нацистских преступников и их пособников, отрицание или одобрение их ужасающих преступлений в настоящее время не входят в понятие “экстремизм”. И соответственно нормы, устанавливающие ответственность за такие деяния, отсутствуют.
Именно поэтому государство и задумалось о введении ответственности за деятельность по реабилитации нацизма, оправданию нацистских преступников и их пособников. Законопроектом предусматривается корректировка статьи 130 УК с целью установления уголовной ответственности за умышленную публичную реабилитацию нацизма наравне с разжиганием расовой либо иной социальной вражды. Все это обусловлено повышенной опасностью подобной деятельности, которая преследует своей целью изменить сознание и волю значительного количества людей, подменить им ценностные ориентиры, сформировать у них чувство социальной вражды и склонить к антиобщественной деятельности. Действия лиц, публично оправдывающих нацистов и их пособников, непосредственно направлены на разрушение стабильности общественного и политического устройства нашей страны.
Обратите внимание: на протяжении последних лет в некоторых европейских государствах наблюдается значительный рост неонацистских настроений. Подобное распространяется и в неформальных молодежных сообществах нашей страны. Так, если в 2014 году в Беларуси было зарегистрировано всего 7 административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.10 КоАП “Пропаганда, публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики”, то в 2015 году — вдвое больше (15 правонарушений). В 2016-м было зафиксировано уже 50, а в 2017-м — 109. Иными словами, за последние три года количество зарегистрированных у нас фактов публичного демонстрирования нацистской символики и атрибутики выросло в 15,5 раза. Только в первом полугодии 2018-го их уже было 67.
Между тем решительное применение административной ответственности за пропаганду, публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики и атрибутики оказывает превентивное воздействие на приверженцев неонацизма и служит цели предупреждения совершения ими более тяжких противоправных деяний и наступления трагических событий. В 2016 году в нашей стране за совершение различных преступлений (хулиганства, кражи, грабежи, вымогательства, изнасилования, похищение людей, сопротивление сотрудникам милиции и другие) к уголовной ответственности был привлечен
181 участник ультраправых неонацистских неформальных объединений, а в 2017-м к уголовной ответственности привлекалось 126 одних только лидеров и активных участников таких объединений.
Полагаю, что совершенствование правовой сферы позволит эффективно предупреждать распространение нацисткой и иной экстремистской идеологии в молодежной среде, противодействовать ее носителям и вести воспитательную работу с лицами, попавшими под ее влияние.
Вадим Можейко, член Совета ОО “Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”
Нет сомнений, что противодействие реабилитации нацизма — это важное направление не только для государственной политики, но и для всего белорусского общества. Кому, как не нашему народу, прошедшему через ужасы войны и оккупации, понимать всю опасность этой тоталитарной идеологии. Вопрос здесь только в том, как лучше организовать эту работу и, в частности, какие поправки внести в законодательство, чтобы все получилось эффективно.
Может показаться, будто борьба со сторонниками национал-социалистической идеологии — это что-то далекое, и в ней выиграли еще наши деды и прадеды, а каждого неофашиста легко опознать. Увы, но любители свастик не переводятся и предпочитают маскироваться под приличных людей — патриотов, верующих. Например, два года назад СМИ рассказали про Алексея Мильчакова, который любит фотографироваться со свастикой и головами убитых собак, а позже — с убитыми им в Донбассе людьми. Этот боец вербовал белорусских подростков в “военно-патриотические лагеря”. И это не единичные примеры: есть те, кто, например, изображает из себя “воинов Христа” и при этом отрицает белорусскую государственность...
Очевидно, что никакого отношения к выбранным ширмам эти персонажи не имеют. Просто разной нацистской нечисти в XXI веке удобно прикрываться чужими именами и флагами, чтобы продвигать антигуманные идеи. А свои символы они прячут поглубже, например, под одежду, в виде татуировок со свастиками и орлами Третьего рейха.
В ранней версии законопроекта была прямо прописана ответственность за изготовление или публичное демонстрирование татуировки с изображением нацистской символики. Из новой же формулировки “нацистской символики и атрибутики”, вынесенной на рассмотрение Парламента, наказание за татуировки неочевидно — ведь они не использовались фашистской армией и прочими осужденными трибуналами структурами. Хотя разве здравый человек и противник нацизма додумается набить себе на грудь свастику?
Еще одна важная миссия противодействия нацизму — не позволить его сторонникам присваивать себе чужие символы. Да, сегодня неонацисты порой пытаются изображать из себя “православных русских воинов”, но мы прекрасно понимаем, что никакого отношения к православию они не имеют. Тактика не новая: точно так же в 1940-е оккупационная администрация пыталась прикрыть подлость коллаборантов национальными флагами — от режима Виши во Франции и полка “Косово” в Албании до власовцев в России и Белорусской краевой обороны. Хотя к историческим национальным государствам эти марионеточные структуры имели не большее отношение, чем какой-нибудь современный зигующий “воин Христа” имеет отношение к вере.
То же касается слоганов. Например, созданный по образцу гитлерюгенда “Союз белорусской молодежи” издавал журнал “Жыве Беларусь”. Но сами по себе эти слова не имеют никакого отношения к национал-социализму. Именно потому, что никакие захватчики не могут присвоить себе белорусский патриотизм, белорусскую историю и белорусскую символику — от флага до слоганов.
Между тем принимаемые поправки в законодательство среди нацистской символики и атрибутики упоминают “флаги... использовавшиеся организациями, сотрудничавшими с такими структурами [признанными преступными] на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны”. Важно уточнить этот пункт, чтобы между делом не запретить в Беларуси государственные флаги Франции, Албании и других стран.
А самое главное — необходимо не только запрещать реабилитацию нацизма, но и фокусироваться на воспитании. Чтобы каждый белорусский подросток различал и отторгал нацизм, под какой бы маской он ни прятался.
Защита нравственных ценностей
Валерий Савко, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по правам человека, национальным отношениям и СМИ
К сожалению, и в нашей стране имеет место развитие идей крайне правого толка. Фиксируются факты искажения событий прошлого, в интернете публикуются псевдоисторические статьи, оправдывающие нацистских преступников и их пособников, которые несут в себе потенциальную угрозу национальной безопасности страны.
Генеральная Ассамблея ООН 19 декабря 2016 года на своем пленарном заседании приняла резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами дискриминационных практик, за которую проголосовало 133 страны, в том числе и наша. Эта резолюция направлена на сохранение исторической памяти и предотвращение любых попыток исказить и сфальсифицировать итоги Второй мировой войны. Вместе с тем, несмотря на общепризнанный принцип приоритета международного права, в белорусском законодательстве оправдание нацизма, а равно нацистских преступников и их пособников, отрицание или одобрение их ужасающих преступлений в настоящее время не входят в понятие “экстремизм”. И соответственно нормы, устанавливающие ответственность за такие деяния, отсутствуют.
Именно поэтому государство и задумалось о введении ответственности за деятельность по реабилитации нацизма, оправданию нацистских преступников и их пособников. Законопроектом предусматривается корректировка статьи 130 УК с целью установления уголовной ответственности за умышленную публичную реабилитацию нацизма наравне с разжиганием расовой либо иной социальной вражды. Все это обусловлено повышенной опасностью подобной деятельности, которая преследует своей целью изменить сознание и волю значительного количества людей, подменить им ценностные ориентиры, сформировать у них чувство социальной вражды и склонить к антиобщественной деятельности. Действия лиц, публично оправдывающих нацистов и их пособников, непосредственно направлены на разрушение стабильности общественного и политического устройства нашей страны.
Обратите внимание: на протяжении последних лет в некоторых европейских государствах наблюдается значительный рост неонацистских настроений. Подобное распространяется и в неформальных молодежных сообществах нашей страны. Так, если в 2014 году в Беларуси было зарегистрировано всего 7 административных правонарушений, предусмотренных статьей 17.10 КоАП “Пропаганда, публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики”, то в 2015 году — вдвое больше (15 правонарушений). В 2016-м было зафиксировано уже 50, а в 2017-м — 109. Иными словами, за последние три года количество зарегистрированных у нас фактов публичного демонстрирования нацистской символики и атрибутики выросло в 15,5 раза. Только в первом полугодии 2018-го их уже было 67.
Между тем решительное применение административной ответственности за пропаганду, публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики и атрибутики оказывает превентивное воздействие на приверженцев неонацизма и служит цели предупреждения совершения ими более тяжких противоправных деяний и наступления трагических событий. В 2016 году в нашей стране за совершение различных преступлений (хулиганства, кражи, грабежи, вымогательства, изнасилования, похищение людей, сопротивление сотрудникам милиции и другие) к уголовной ответственности был привлечен
181 участник ультраправых неонацистских неформальных объединений, а в 2017-м к уголовной ответственности привлекалось 126 одних только лидеров и активных участников таких объединений.
Полагаю, что совершенствование правовой сферы позволит эффективно предупреждать распространение нацисткой и иной экстремистской идеологии в молодежной среде, противодействовать ее носителям и вести воспитательную работу с лицами, попавшими под ее влияние.
Маски сброшены
Вадим Можейко, член Совета ОО “Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”
Нет сомнений, что противодействие реабилитации нацизма — это важное направление не только для государственной политики, но и для всего белорусского общества. Кому, как не нашему народу, прошедшему через ужасы войны и оккупации, понимать всю опасность этой тоталитарной идеологии. Вопрос здесь только в том, как лучше организовать эту работу и, в частности, какие поправки внести в законодательство, чтобы все получилось эффективно.
Может показаться, будто борьба со сторонниками национал-социалистической идеологии — это что-то далекое, и в ней выиграли еще наши деды и прадеды, а каждого неофашиста легко опознать. Увы, но любители свастик не переводятся и предпочитают маскироваться под приличных людей — патриотов, верующих. Например, два года назад СМИ рассказали про Алексея Мильчакова, который любит фотографироваться со свастикой и головами убитых собак, а позже — с убитыми им в Донбассе людьми. Этот боец вербовал белорусских подростков в “военно-патриотические лагеря”. И это не единичные примеры: есть те, кто, например, изображает из себя “воинов Христа” и при этом отрицает белорусскую государственность...
Очевидно, что никакого отношения к выбранным ширмам эти персонажи не имеют. Просто разной нацистской нечисти в XXI веке удобно прикрываться чужими именами и флагами, чтобы продвигать антигуманные идеи. А свои символы они прячут поглубже, например, под одежду, в виде татуировок со свастиками и орлами Третьего рейха.
В ранней версии законопроекта была прямо прописана ответственность за изготовление или публичное демонстрирование татуировки с изображением нацистской символики. Из новой же формулировки “нацистской символики и атрибутики”, вынесенной на рассмотрение Парламента, наказание за татуировки неочевидно — ведь они не использовались фашистской армией и прочими осужденными трибуналами структурами. Хотя разве здравый человек и противник нацизма додумается набить себе на грудь свастику?
Еще одна важная миссия противодействия нацизму — не позволить его сторонникам присваивать себе чужие символы. Да, сегодня неонацисты порой пытаются изображать из себя “православных русских воинов”, но мы прекрасно понимаем, что никакого отношения к православию они не имеют. Тактика не новая: точно так же в 1940-е оккупационная администрация пыталась прикрыть подлость коллаборантов национальными флагами — от режима Виши во Франции и полка “Косово” в Албании до власовцев в России и Белорусской краевой обороны. Хотя к историческим национальным государствам эти марионеточные структуры имели не большее отношение, чем какой-нибудь современный зигующий “воин Христа” имеет отношение к вере.
То же касается слоганов. Например, созданный по образцу гитлерюгенда “Союз белорусской молодежи” издавал журнал “Жыве Беларусь”. Но сами по себе эти слова не имеют никакого отношения к национал-социализму. Именно потому, что никакие захватчики не могут присвоить себе белорусский патриотизм, белорусскую историю и белорусскую символику — от флага до слоганов.
Между тем принимаемые поправки в законодательство среди нацистской символики и атрибутики упоминают “флаги... использовавшиеся организациями, сотрудничавшими с такими структурами [признанными преступными] на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны”. Важно уточнить этот пункт, чтобы между делом не запретить в Беларуси государственные флаги Франции, Албании и других стран.
А самое главное — необходимо не только запрещать реабилитацию нацизма, но и фокусироваться на воспитании. Чтобы каждый белорусский подросток различал и отторгал нацизм, под какой бы маской он ни прятался.