Забыть о повседневных заботах и сосредоточиться на главном можно, окунувшись в неторопливый и спокойный мир чайной церемонии. Мастер чайной школы «Урасэнке» госпожа Юко Кацура рассказала, как употреблять этот напиток правильно, с удовольствием и пользой для души и тела. Демонстрации прошли в рамках проекта «Японская осень» в Могилевском городском Центре культуры и досуга и Белорусском государственном университете культуры и искусств, куда я и отправился по приглашению посольства Японии.
Юко Кацура принадлежит к старинному роду, в котором уже около четырех сотен лет знания о правильном чаепитии передаются от родителей к детям. Школу «Урасэнке» основали потомки легендарного Сэн–но Рикю, который еще в XVI веке сформировал правила чайной церемонии и обучил им видных людей того времени. На презентации Юко Кацура с ходу выдает главный секрет предков: настоящее чаепитие начинается с подготовки. Она говорит, что, кроме следования формальным правилам этикета, «важно соблюдать 4 принципа: «ва» — гармония, «кэй» — почтительность, «сэй» — чистота и «дзяки» — спокойствие». Другими словами, чтобы полностью ощутить дух чайной церемонии, нужно научиться принимать мир таким, какой он есть, уважать все живое, оставаться с чистым сознанием и быть спокойным.
В традиционной японской культуре чайная церемония проводится в чайном домике тясицу, в котором воссоздана специальная деревенская атмосфера тяною. Перед началом чайной церемонии гости должны пройти по выложенной камнем дорожке родзи через сад тянива, по пути помыв руки в маленьком колодце цукубае. И через маленький проем нидири–гути переступить кэккай — порог, отделяющий от мира суеты.
Конечно, выполнить в точности все приготовления в современных условиях нереально. Хотя бы частично воссоздать нужную атмосферу можно в небольшой комнате, желательно в полумраке, чтобы гостей «наслаждал» слабый естественный свет. Сам процесс приготовления чая должен происходить при госте в полном молчании. После того как чай заварен, хозяин поклоном подает его гостю, который в одной руке держит принесенный с собой веер (по словам Юко Кацуры, раньше на его месте был самурайский меч), а в другую берет тя–ван, фарфоровую чашку...
Советская Белоруссия №222 (24359). Вторник, 26 ноября 2013 года.