Зачем консервируют те объекты, которые нужно сносить

Хватит консервировать развалины

Пустующих зданий в наших городах и поселках еще немало...

Пустующих зданий в наших городах и поселках еще немало. Одни пребывают в сравнительно хорошей форме. Другие — на грани полураспада. Что их объединяет? Консервация. Большинство таких зданий ждет своего часа именно в этом статусе. Только всегда ли он оправдан?


В деревне Высокая Кормянского района на одной из улиц и сегодня должна стоять столовая. Старенькая, лет 60 от роду, из бревен. Во всяком случае, по документам она проходит как объект, законсервированный владельцем — местным хозяйством «Совхоз «Кормянский». Зная теорию вопроса, могу предположить: то ли планировали со временем запустить в работу, то ли продать за ненадобностью. Ведь иначе, по законодательству, консервировать не положено...


Все документальные ориентиры на руках у заместителя начальника управления Комитета госконтроля Гомельской области Игоря Куцепалова. Вот деревня. Вот улица. Вот точка, где располагается объект питания. Но столовой нет. Директор предприятия «Совхоз «Кормянский» Евгений Воробьев объясняет:


— Как же, снесли. Бревна прогнили. Потому и снесли.


— А консервировали зачем?


— Чтобы снести, когда будет возможность. Не годится она для использования.


В деревне Ленин Житковичского района уже другому представителю КГК не удается найти кормоцех хозяйства «Люденевечи», который значится законсервированным до конца этого года. Выясняется, убрали. Почему до срока, объясняют в отделе экономики райисполкома:


— Хозяйство большое. В нем свыше 30 населенных пунктов. Когда новый руководитель пришел сюда в прошлом году, сразу не мог разобраться со всеми пустующими объектами. Поэтому в хозяйстве и приняли решение на время законсервировать кормоцех. А когда стало понятно, что его не восстановить и тем более не продать, то предприятие подало заявку на снос аварийного здания.


Законсервированной на бумагах значится котельная житковичского хозяйства «Красный бор». Но ее вид сильно озадачивает. Так же, как и свинарников кормянского предприятия «Совхоз «Богдановичи» в деревне Лесовая Буда. То ли такими «убитыми» ставились на консервацию, то ли за время хранения превратились в руины... Удастся ли реанимировать, станет известно через год–другой (большего по законодательству не дано), когда судьбу объекта все–таки придется решать.


Впрочем, не секрет, что хозяйства консервируют пустующие здания не только для того, чтобы собраться с силами для их восстановления или попытаться продать с аукциона. Очень часто это всего лишь надежное прикрытие отсутствия планов или пауза перед сносом. Взять, к примеру, разрушение аварийного объекта. Весьма затратное мероприятие. В одном из хозяйств поделились последними ценами: услуги специализированного предприятия по сносу 2 — 3 зданий тянут на миллиард рублей. Переспрашиваю для ясности:


— А без него, своими силами?


— Нельзя. Нужны проектно–сметная документация и спецтехника.


Есть о чем задуматься. Или закопать сотни миллионов в землю, или попытаться восстановить устаревшие здания за те же деньги. Решение, пожалуй, давалось бы легче, если бы эти деньги были в принципе. Однако и средства не помогут, если нет четкого видения будущей судьбы таких стен. И это уже мнение заместителя председателя КГК области Андрея Сущевича:


— Мониторинг состояния законсервированных объектов, который был выборочно проведен в пяти районах области, показал ряд проблемных вопросов. Прежде всего формальный подход к консервации. Местами в районах нет ни конкретных планов по использованию таких зданий в будущем, ни эффективных мер по их защите от разрушений и разворовывания. Если решили консервировать, значит, надо сделать все, чтобы объект качественно сохранялся. Если пустить под снос, значит, подступаться к этому... Добавлю: сегодня в области таких объектов законсервировано не два десятка, а больше двух сотен. Немало. Есть повод для размышления и принятия мер.


В Гомельском областном территориальном фонде государственного имущества соглашаются, что в консервации назрели перемены. Много сделано по корректировке ситуации, предстоит еще больше:


— Если год назад в области на консервацию было поставлено свыше 100 неиспользуемых объектов, то в этом — только 33, из которых после продажи сейчас осталось чуть больше 20. И мы настраиваем районы уходить от подобной формы вовлечения объектов в хозяйственный оборот. Достаточно времени прошло, чтобы определиться: то ли самим использовать эти здания, то ли продавать, то ли сносить. До конца года, думаем, консервацию нам удастся свести к минимуму. В этом статусе останутся только те объекты, которые реально могут вернуться в дело или имеют шанс найти новых хозяев.


Фото автора и КГК Гомельской области.

 

Советская Белоруссия №117 (24254). Четверг, 27 июня 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter