Хуже воровства

Franz Ferdinand. «Tonight: Franz Ferdinand / «Сегодня ночью — Франц Фердинанд» (12 треков)CD–обзор ушами Сергея Пукста

Franz Ferdinand. «Tonight: Franz Ferdinand / «Сегодня ночью — Франц Фердинанд» (12 треков)


Как относительно неформальный музыкант, на самом деле я не испытываю серьезного идеологического неприятия к завзятым эстрадникам. Эстрадник — это такая нормальная, в общем, роль музыканта в обществе, жаждущем развлечений. То есть это вполне логически объяснимая позиция музыканта–профессионала. Истинное зло, по–моему, — это современная музыка, которую принято считать неформальной. Постоянно ловишь себя на мысли, что «неформальные» группы являются непосредственными продолжателями эстрадных ВИА. Меня спросят: ну и что? Где тут зло?


А зло заключается в том, что под размытой этикеткой «независимая музыка» в общем потоке отходов мысли теряются истинные шедевры, которые тоже есть, как бы их ни стремились игнорировать. Сегодня негласно общепринятой является такая условность, когда все признаки неформальной музыки есть, а сама неформальность отсутствует. В этом плане группа, о которой пойдет речь, довольно типична. Играют ребята то ли рок, то ли поп. Начали писать музыку, чтобы девчонкам нравилось под нее танцевать, и так далее. Конечно, прекрасно, что первые альбомы оформлялись в стиле Александра Родченко, но в этом нет ощущения большого ума. Думаю, музыкантов привлекала мнимая доходчивость этого стиля.


Однако обратимся собственно к содержанию диска.


Первая композиция Ulysses («Улисс») призвана, конечно, поразить разнообразием фактур, однако не поражает. Поскольку мелодической идеи практически нет, композиционно она представляет собой набор неоправданно применяющихся, вероятно, модных эффектов. Ту же расцвеченную компьютером банальность представляет собой и второй трек. Грех, конечно, винить группу в том, что линия мелодических завываний взята у Джима нашего Моррисона — это делает каждая вторая группа. Но это же сам Franz Ferdinand, который, наверное, играет в некую тонкую постмодернистскую игру, правил которой я не чувствую. Третья композиция также представляет собой осторожно запрограммированную под неформальность обтекаемую попсу, которая призвана «сносить башню», но этому мешает незримо присутствующий калькулятор. Четвертая песня Twilight Omens («Сумеречные предзнаменования») напоминает что–то невыразимо советско–эстрадное — между группой «Лейся, песня» и «Добры молодцы». Следующая Send Him away («Гони его взашей») создана в тщетной (по–моему) попытке привлечь аудиторию, настроенную чуть более романтично. Зато в следующей Live Alone («Жить в одиночестве») та же банальность «работает» и, более того, довольно остроумно развивается — тут уже уместно говорить о проблесках композиторской мысли. Следующая ложно–расслабленная поначалу Bite Hard («Кусай изо всех сил») сразу после вступительного куплета сваливается в стандартный для FF маршеобразный рок. Стандартно–задорная What She Came For («То, за чем она пришла») пестрит стандартными мелодиями и стандартными остановками, со стандартным «апогеем», сделанным в творческом плане абсолютно безыдейно. После чего идет замечательная в своей предсказуемости Can’t Stop Feeling («Не могу перестать чувствовать») с забавным тембром клавиш в начале композиции. Затем приходит черед очень длинной психоделически организованной песни Lucid Dreams (вольный перевод: «Сны в период просветления»), на протяжении которой встречается несколько безусловно стоящих эффектов. В финале композиция (опять же не вполне оправданно) уходит в электронный минимализм. Потом Dream Again («Вновь видеть сны») — первая песня, которая каким–то образом «цепляет» сознание именно своей непретенциозностью и слегка непредсказуемой куплетно–припевной формой. И в конце (слишком) долгожданная баллада, сыгранная без «наворотов» и, конечно, на фоне гигантского объема предыдущего бесполезного музыкального материала чрезвычайно изящная.


Понятно, что эта рецензия, вероятно, не прибавит и не убавит поклонников группы. Те, кто полюбил FF до этого альбома, услышат здесь то, что они хотят. Кто музыкантов не любил, тем все понятно и без меня. А девчонки могут танцевать.


Вполне...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter