Хуже не будет

Николай Зайченко: За год ВВП может прибавить до 5 %

Еще недавно мировая экономика напоминала свадебную лошадь, украшенную от ушей и гривы до копыт и кончика хвоста. Но, как по волшебству, благородное животное превратилось в маленькую зебру, испещренную белыми и черными полосками. Некоторые отрасли чувствуют себя очень даже неважно — машиностроительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, легкая промышленность. Зато, невзирая на кризис, в Беларуси идет в гору сельское хозяйство — рост за первые пять месяцев более чем на 6 %, топливная промышленность — +14,1 %, химическая и нефтехимическая — +34 %. Но хуже уже не будет. По крайней мере, министр экономики Николай Зайченко считает: в отечественной экономике нет секторов, которые «могут провалиться глубже, чем есть».

В свой профессиональный праздник — День экономиста — Николай Зайченко был аккуратным и сдержанным в прогнозах. В конце прошлого года большинство аналитиков международных организаций определили срок «жизни» кризиса — до апреля-мая. На этот прогноз ориентировались и белорусские экономисты, когда разрабатывали антикризисную программу. Но «зверь» оказался более живучим, чем предполагали зимой. Поэтому все меньше желающих предсказывать время преодоления нижней точки экономического спада. Не стал гадать и Николай Зайченко. Только отметил, что основным дестабилизирующим фактором белорусской экономики является падение спроса на внешних рынках. Усиливают тенденцию и протекционистские меры в отношении белорусских товаров, которые действуют в некоторых соседних странах. Тем не менее экономика начинает постепенно выравниваться. Если за первые пять месяцев ВВП увеличился на 1,4 %, то по итогам полугодия ожидается рост на 1,6—1,8 %. За год он может прибавить до 5 %. Многое зависит от экспорта, но ниже 2 % динамика ВВП не упадет практически при любом сочетании внешних факторов.

Впрочем, в нынешних условиях сам фактор роста уже обнадеживает. Из всех стран СНГ ВВП увеличивается только в Узбекистане и Азербайджане. Но эти страны обладают запасами сырьевых ресурсов. Кроме того, Узбекистан в развитии промышленного производства ориентируется практически исключительно на внутренний рынок.

— Сегодня главная цель не столько увеличить производство, — констатирует Николай Зайченко, — сколько сохранить предприятия в рабочем состоянии, чтобы они могли быстро войти в рынок, когда начнется фаза роста. Пускай на некоторых производствах будут вводиться сокращенные рабочие недели, но они будут «на ходу».

Но такая концепция не предполагает роста складских запасов. Наоборот, за ними установят жесткий контроль. Сейчас даже предусматривается новый показатель: соотношение динамики роста производства и продаж.

А вот роста зарплат летом ожидать не стоит. Ставку первого тарифного разряда думали повысить с 1 июня, но провели расчеты, и оказалось — предприятия не «вытянут» увеличения зарплатного фонда. Следующее обсуждение этого вопроса решили отложить до сентября.

Осторожную позицию Минэкономики занимает и по отношению к повышению ставки налога на добавленную стоимость до 22 % за счет снижения или отмены других налоговых платежей. По мнению Николая Зайченко, следует либо оставить все, как есть, либо увеличить НДС максимум до 20 %. Конечно, было бы прекрасно этот налог оставить без изменений, но «скостить» другие позиции фискального бремени. Но за счет каких ресурсов компенсировать снижение поступлений в бюджет? В условиях стабильно развивающейся экономики снижение налоговой нагрузки сразу приводит к росту ВВП, усилению деловой активности, расширению налогооблагаемой базы и повышению поступлений в казну. Но когда на внешних рынках конъюнктура непредсказуема!

— Все упирает в спрос, — утверждает Николай Зайченко. — Если будет спрос, то от снижения налоговой нагрузки экономика может получить дополнительный импульс. Не будет спроса, может не последовать и импульса.

А вот увеличение ставки по рублевым депозитам глава Минэкономики приветствует. По его мнению, это значительно увеличивает доверие населения к белорусскому рублю и способствует росту сбережений. Исходя из классических алгоритмов экономической теории при значительном росте депозитов даже можно снижать ставку рефинансирования. Но опять же, до осени лучше этого не делать. Необходимо, чтобы экономика окончательно вошла в стадию стабильности. Конечно, снижение ставки рефинансирования снизит стоимость кредитных ресурсов. Но вниз поползет и доходность депозитов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter