Хутора, храмы и чистилища

Книжный навигатор
Уладзiмiр Мароз. Дабрадаць. Серыя «Мне сонцам свецiць Наднямонне». Вершы, эсэ. Мiнск, Беларускi кнiгазбор, 2006.

Собственно говоря, речь не столько об этом конкретном сборнике... Мне давно хотелось рассказать вам о всей серии, которая издается по инициативе и на средства Столбцовского райисполкома. Не так часто у районного начальства хватает внимания поддерживать отечественную литературу, тем более — вкуса в ее издании. В серии «Мне сонцам свецiць Наднямонне» уже вышли сборники Якуба Коласа, Владислава Сырокомли, Язепа Лесика, других поэтов, творивших на Столбцовщине. Поэзия Владимира Мороза, мать которого родом из коласовской Николаевщины, — образчик традиционной белорусской поэзии. По аналогии с рубцовской «звездой полей» у Владимира Мороза есть своя, белорусская, «хутаранская зорка». Освещает она натуральный уклад жизни — в гармонии с природой, с памятью предков, с почитанием традиций земных и духовных... Как жили герои «Новай зямли». Автор по первому образованию архитектор, в книге опубликованы его эскизы так и не построенной церкви в Николаевщине с комментариями–размышлениями «Беларускi храм», в которых Владимир Мороз утверждает, что есть три составляющие национальной идеи. Путь — история, Дом — государство, Храм — возвышение духа... Остается добавить, что брошюры серии выходят тиражом на сегодняшний день приличным — 1.000 экземпляров.

Ричард Матесон. Куда приводят мечты. Санкт–Петербург, ИД «Домино», Москва, ЭКСМО, 2007.

Вообще–то я избегаю высказываться о книгах типа «жизнь после смерти» — есть риск ввязаться в дискуссию Остапа Бендера с ксендзами, то есть заведомо неконструктивную и всех обижающую. Но в этом случае религиозные воззрения господина Матесона можно оставить за скобками и поговорить о литературном произведении — материал, к счастью, позволяет. Тем более что фильм, снятый по книге, с Робином Уильямсом в главной роли заслуженно получил «Оскара». Итак, сюжет — современная интерпретация мифа об Орфее и Эвридике плюс аллюзии на путешествие Данте по кругам ада в сопровождении Вергилия. Любящие супруги умирают. Муж попадает в рай, жена, покончившая с собой от тоски по умершему супругу, соответственно — в ад. Муж, отказавшись от вечного, но одинокого блаженства, отправляется за заблудшей душой жены. Матесон, конечно, не Вергилий, не Данте и даже не Эдгар По, но местами его фантазия вполне убедительна и красочна. Читается легко, настойчивая любовь героя непременно вызовет умиление у приверженцев любовных романов (и некоторое раздражение у остальной аудитории). Есть повод к некоторым философским общечеловеческим размышлениям и выводам... Главное — не рассматривать сей текст как догматический путеводитель по миру иному. Фэнтези оно и на том свете фэнтези.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter