Валерий Ляшкевич не только рисует на улице, но и живет здесь...

Художник с улицы

Валерий Ляшкевич не только рисует на улице, но и живет здесь...

Для гомельчан этот седовласый старичок, похожий на лесовика из детской сказки, давно уже стал местной достопримечательностью. Каждый день, будь то знойное лето или морозная зима, прямо на Киевском спуске он раскладывает кисти, краски и самозабвенно малюет прохожих. Бетонная уличная плита заменяет ему творческую мастерскую, а камера хранения железнодорожного вокзала служит галерейным залом. Можно сказать, что 64-летний Валерий Ляшкевич не только рисует на улице, но и живет здесь... Ни квартиры, ни прописки у него нет... Интернет–сообщество голодать самобытному художнику не дает: в соцсетях активно обсуждают творчество чудаковатого дедушки и собирают ему средства на краски и еду. Картины Ляшкевича не оставили равнодушным и руководство Национального художественно музея. На днях в музейном арт–кафе прошла презентация его персональной выставки...


Полгода назад к заместителю генерального директора НХМ Надежде Усовой пришла молодой режиссер Анастасия Мирошниченко. Рассказала, что снимает фильм о бездомном гомельском художнике, и попросила разрешения презентовать ленту в галерейном пространстве. Усову предложение заинтересовало, о Валерии Ляшкевиче сама наслышана. Более того, в начале 90–х коллекция НХМ пополнилась одной его работой: картину Ляшкевича передал в дар искусствовед Юрий Карачун. Причиной особого интереса к творчеству художника стала не только его принадлежность к маргинальной субкультуре, но и самобытность красочных образов. Они, к слову, являются результатом серьезной профессиональной подготовки. В 70–х Ляшкевич учился в Ярославском художественном училище, затем посещал курсы при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Дважды пытался туда поступить, но провалил экзамены, а денег на платное отделение у него не было. В Питере Ляшкевич прожил 13 с половиной лет, рисовать не прекращал, подрабатывал дворником. В 1996 году вернулся в родной Гомель. Но случилось непредвиденное: брат не пустил на порог, заявив, что не желает видеть бедного родственника. С тех пор дом для Валерия Ляшкевича — вокзал и лестничные клетки. А неизменные спутники — цветные карандаши.


— Когда тепло, сплю на скамейках, холодает — перемещаюсь на вокзал. Но мой самый главный враг — это дождь. Тогда нет возможности ни картины выставить, ни порисовать красками. Вода попадает на бумагу, и рисунок портится.


Признается, что куда важнее, чем тепло и уют, для него возможность выставляться. В Гомеле художественный талант Ляшкевича рассмотрели еще в 1994 году, когда управление культуры облисполкома организовало его первую выставку. Краеведческий музей тоже попытался раскрутить неформала, сделав каталог работ и выкупив 17 рисунков. Но по–настоящему оценила его талант только культурная столица России: в Санкт–Петербурге с успехом прошли несколько крупных выставок Ляшкевича. Все благодаря поддержке меценатов и почитателей.


Минчанка Анастасия Мирошниченко рассмотрела самородка еще несколько лет назад. Но спонсоры не спешили вкладывать деньги в фильм о человеке без определенного места жительства, да и сам художник категорически отказался участвовать в съемках. В конце концов Настя уговорила:


— Он очень переживал, говорил, что хочет продолжать делать свое дело, оставаясь незаметным. Не принимал от меня деньги или еду, тогда я стала покупать его работы, стремясь хоть как–то помочь.


Презентация фильма «Перекресток» в музее собрала более сотни человек: журналисты, фотографы, меценаты и ценители искусства сбежались посмотреть на феномен. Сам Ляшкевич к резко обрушившейся на него популярности относится спокойно:


— Мне много не надо: главное, чтобы карандаши и краски всегда были под рукой. Символистом стал не потому, что тяготею к этому направлению, а потому, что условия заставили. Наблюдаю за людьми, анализирую, а потом перекладываю увиденное на изобразительный язык. Многие из них, имея дом и машину, думают, что счастливее меня. Но это не так. У них нет свободы. У меня она есть.


После открытия выставки в НХМ, которая продлится до 27 января, количество желающих приобрести рисунки Ляшкевича выросло втрое. Десяток картин и бесчисленное множество репродукций прямо с выставки отправятся в частные коллекции. На день открытия стоимость репродукции в музее составила 130 тысяч, цена оригинала — от 200 и выше. Все деньги пойдут на нужды художника:


— Мечтаю купить свою хатку, из которой бы меня не выгнали. Люди мне предлагают жилье, а я отказываюсь. Лучше на свободе, чем в чужой хате быть обузой.


Справка «СБ»


Валерий Викторович Ляшкевич родился 7 января 1950 года в д. Чкалово Гомельского р–на. Учился в художественных училищах Ярославля и Брянска. Принимал участие в областных выставках Белорусского союза художников в Гомеле в 1995, 1996 и 1999 годах. Его работы находятся в собрании Национального художественного музея, частных коллекциях стран СНГ, Испании и США.


Советская Белоруссия №11 (24394). Вторник, 21 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter