Художник, рисующий тишину

В Хиросиме открылась выставка белорусского художника Валерия Шкарубо
Когда я была моложе и глупее, я считала художника Валерия Шкарубо (а мы с ним ровесники) несовременным. Что он пишет? Тишину! Сначала шепотом, потом полушепотом, затем только мысленно... В юности хотелось ритмов «на разрыв аорты» и, конечно же, диссидентства, подсмысла, интриги. А какая тайна в тишине?!

К счастью, молодость — недостаток, к
оторый быстро проходит. Я постигла, что в жизни всегда есть «вместо подвига». И это «вместо» только на первый взгляд — обыденность, на самом же деле — наиважнейшая вещь. Потому что поиск смысла твоего внутреннего «я» и труднее, и богаче, и ответственнее, нежели борьба и свержение авторитетов. Живопись Шкарубо — это поиск личного смысла. Причем самыми простыми средствами: в дороге, дереве, воде, воздухе... Так сказать, «чистая» природа и человек. На Востоке говорят, что, не выходя со двора, можно познать мир, не выглядывая из окна, можно увидеть путь неба. Пейзажи Валерия Шкарубо — это, в принципе, весь мир на пятачке пейзажа, это ежедневность, но в ней для умного сердца столько утонченной поэзии... Скованная первым льдом проселочная дорога, монотонная рябь серебряного озера, тонкая графика черных деревьев на белом снегу... Ничего тебе сверх–, ничего тебе транс–... «Великое совершенство похоже на изъян, великое мастерство похоже на неумение...» Опять Восток. К слову сказать, там, на Востоке, картины Шкарубо очень популярны. После выставки в Пекине (2001 год) китайцы ему предлагали остаться преподавать в Академии искусств. А этой весной Шкарубо двинулся дальше — в Японию. Сначала был город Сендай — побратим Минска, несколько дней назад его выставка открылась в Хиросиме. Потом будет Токио. И далее — по всей Японии до конца года. Валерий Шкарубо — первый белорусский художник, представляющий в Стране восходящего солнца свою персональную выставку. До этого на островах был только известный Борис Заборов, но он приезжал туда из Парижа, где обретается уже немало лет, а не из Минска, как Валерий. Есть разница...

Итак, Валерий Шкарубо покорил Восток — частная японская фирма «Арт–проект», которая курирует вернисаж, очень довольна сборами и вниманием публики. «Можно потрогать вашу руку, мастер?» — спросила у живописца японская девочка в Сендае. Трогательно. Самая высокотехнологичная нация, которая умеет соединять мостами острова в океане, обожествляет рукотворность, изящество, филигранность.

— Я отметил какое–то сверхуважительное отношение к личности, — говорил мне Шкарубо. — Река людей. Я с фотоаппаратом останавливаюсь перед каким–нибудь объектом. И весь этот «натоўп» застывает и ждет, когда я щелкну камерой. Невероятно.

Сейчас в мастерской художника пусто. 40 его картин в Японии, еще 40 — выставляются в Австрии, в Вене, 15 — в городской галерее Светлогорска.

— Боюсь быть нескромным, но я всегда писал, что хотел. И вот настало время: столько предложений выставиться, особенно в Европе, что я уже выбираю, где престижнее, — продолжает художник.

В руках у него маленькая прекрасно сработанная деревянная коробочка для визиток — подарок мэра города Сендай Нироси–сан. Он перебирает адреса известных галерей: Париж, Падуя, Венеция, Рим, Дюссельдорф... За окном шумит проспект Независимости. Май. Начало XXI века...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter