Художественный руководитель театра имени Янки Купалы Николай Пинигин: Мир живет так, будто земля вечна...

Овациями и криками: «Браво!» встретили москвичи спектакль артистов минского Национального академического театра имени Янки Купалы по знаменитой чеховской пьесе
Овациями и криками: «Браво!» встретили москвичи спектакль артистов минского Национального академического театра имени Янки Купалы по знаменитой чеховской пьесе.


У чеховской «Чайки» – не прерванный полет

На сцене РАМТа в рамках обменных гастролей показали «Чайку».

Постановщик – худрук Купаловского театра Николай Пинигин, прошедший школу БДТ, известный своими оригинальными постановками по всему миру, дал эксклюзивное интервью «СВ». Рассказал, почему в этой пьесе для него скрыта катастрофа человечества, а также о том, как живет театр после реконструкции.

Чехов предсказал Будущее

– Впервые сталкиваюсь с такой трактовкой, что авангардную пьесу Треплева следует воспринимать как реальное предсказание глобальной катастрофы Земли.

– Это не мое насилие над пьесой. В конце XIX века Чехов писал о том, что сейчас с утра до вечера показывают на всех каналах. Вдумайтесь в текст: «Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа». Раньше все воспринимали это как метафору, мол, Треплев написал авангардную или декадентскую пьесу. Но сегодня вам на любом телеканале покажут, как ледник стирает все на своем пути, и в итоге у нас будет мертвая планета, как Луна или Марс. Впервые я понял, что пьеса про это, когда ставил «Чайку» во Франции. Герой «Дяди Вани» сажает леса и сады, потрясая картой губернии. Потому что понимает, что все живое гибнет. Все идет в одну сторону, и мы знаем, каким будет сле­дующий цикл планеты.

Эта мысль очевидна у Чехова, мы просто усилили этот момент, сделав акцент на том, что мир живет так, как будто Земля вечна. Причем как живет – на фоне прекрасного озера люди убивают друг друга, царапают, рвут на части. Самое чудовищное, что есть в этой пьесе, – человеческие взаимоотношения. Самое прекрасное – молчаливое озеро, которое не орет, не кричит, никого не убивает, оно просто есть в тихой своей красоте.

Пьеса должна была провалиться

– Как вы считаете, почему «Чайка» провалилась при первом показе в Александринке?

– Она и должна была провалиться, гениальные люди опережают свое время. Чехов без ТВ и углеродного анализа вычислил, что Земля исчезнет. А сейчас это подтверждено всеми научными данными, это и есть предчувствие гениального художника.

Александринский театр в те годы был театром «чего изволите?», где шли водевили, иногда классика. А тут появляется серьезнейшая пьеса. Конечно, ее не поняли. МХАТ со своей постановкой уже был ближе к истине. Но у Чехова было много вопросов к Станиславскому, игравшему Тригорина (в клетчатых штанах). «Вы какого-то барина играете», – говорил он актеру. А пьеса была про мещан, в сегодняшнем понимании, про простых людей, без сана, которые вырвались из чумазой жизни и зарабатывают деньги. Можно сказать, что про нас.

В советское время в «Чайке» играли неких интеллигентов, которые ходили в красивых одеждах, пили кофе. Нам хотелось думать, что это исчезнувшие дворяне. Но когда прошло время, все поняли, что никаких дворян в чеховских пьесах нет.

– Понимают ли Чехова на Западе?

– Для меня Чехов – лучший драматург всех времен и народов. Кроме того, что он гениальный писатель, у него удивительное понимание диалога и конструкции пьесы. Не  случайно его больше, чем кого-либо из русских драматургов, ставят на Западе. Он – универсальный. Вот Островского не будут там ставить, так как ментально он очень связан с русским бытом. А Чехов современен, у него нет политической картины в пьесах, у него просто про людей.



Досье «СВ»

Николай Пинигин – худрук Национального академического театра имени Янки Купалы. Родился в 1957 году в городе Изюме (Украина). Окончил режиссерский факультет Белорусской академии искусств. Работал на Белорусском телевидении, в Русском театре имени Горького, с 1985 года – режиссер Купаловского театра. 13 лет работал режиссером в БДТ имени Товстоногова. У театралов на слуху его питерские спектакли, в которых играли Кирилл Лавров, Олег Басилашвили, Андрей Толубеев, Алиса Фрейндлих, Зинаида Шарко.

Воссоздали барочный театр хозяйки замка Радзивиллов

– С какой концепцией в 2009 году вы пришли в Купаловский театр?

– Не было никакой концепции, было шесть лет сумасшедшей работы, из которых три года театр был на реконструкции с выселением из здания, ему больше 120 лет. Зато сейчас у нас все хорошо – по оснащению, звуку, свету, механике, гримеркам.

Делал и делаю упор на национальный белорусский театр, тем более что он старейший, отметивший в этом году 95-летие. Конечно, ставим национальную литературу и драматургию. Также захватываем культурный регион бывшего Великого Княжества Литовского, где государственным языком был старобелорусский и люди назывались литвинами.

Поставили «Пана Тадеуша» Адама Мицкевича, поэта, родившегося в 100 км от Минска. Несмотря на то, что он считал себя польским поэтом, Пушкин его литвином называл. Он принадлежит и к белорусской культуре. Ставили «Пинскую шляхту» и теперь будем ставить «Две души» Максима Горецкого, белорусского писателя, расстрелянного в 1937 году.

Около 70 лет идет на сцене нашего театра народная комедия «Павлинка» Янки Купалы. Реконструировали барочный театр Франтишки Уршули Радзивилл, в котором в 1750 году ставили балеты, дельартовские спектакли, оперы. Театр был открыт в замке, в родовом гнезде Радзивиллов, хозяйка замка была автором 18 пьес.

– Часто ездите на гастроли?

– С Чеховским фестивалем в Москве у нас есть российско-белорусский проект – спектакль «Свадьба» в постановке Владимира Панкова. С этим спектаклем мы побывали в Барселоне, Париже, Мадриде, Пекине, Питере, Москве. «Пана Тадеуша» возили в Париж, а «Театр Уршули Радзивилл» – в Лондон,  Китай. Так что дома не сидим.

Полонез – это значит Огинский

В Москве прошел торжественный вечер, посвященный 250-летию Михала Клеофаса Огинского – композитора, дипломата, мецената, политика и деятеля культуры.

Творческое наследие Огинского стало общим для Беларуси и стран-соседок. Оно свидетельствует о глубоких европейских корнях белорусской культуры. Его имя неразрывно связано с историей белорусского искусства, а произведения композитора особенно выделяются в музыкальном наследии Беларуси XIX века.

В стране бережно хранят память о великом государственном деятеле и композиторе. Его именем названы улицы во многих городах. В Молодечно установлен памятник автору знаменитого «Полонеза», а в деревне Залесье Гродненской области открыта его усадьба-музей. Хотя музыку полонеза писали такие великие композиторы, как Шопен, Римский-Корсаков, Глинка и др., именно сочинение Огинского приобрело всемирную славу.

В праздничном вечере приняли участие представители министерств иностранных дел и культуры России, директора крупнейших российских библиотек и музеев, руководители ведущих музыкальных театров Москвы и культурных центров разных стран. В Мраморном зале нового комплекса Посольства Беларуси гости ознакомились с книжной выставкой из фондов Национальной библиотеки Беларуси, в которой представлены редчайшие литературно-художественные и нотные издания, раскрывающие основные этапы жизни и творческой деятельности Огинского.

Вера Демидова

Подготовила Нина КАТАЕВА

n.kataeva@souzveche.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter