Хрусталик любит быстрые решения

Очки и линзы, витамины с черникой и капельки для усталых глаз - до поры до времени большинство из нас...

Очки и линзы, витамины с черникой и капельки для усталых глаз - до поры до времени большинство из нас все силы бросают лишь на борьбу с близорукостью. Катаракта и глаукома? Об этом подумаем как-нибудь потом, глубоко на пенсии. И как же мы заблуждаемся! Именно катаракта и глаукома возглавляют у взрослых рейтинг самых распространенных офтальмологических болезней, причем без оглядки на возраст. По поводу первой оперируют и в 20, и в 102 года (да, был такой пациент у минских офтальмологов), а из-за второй ослепнуть навсегда можно и в 40 лет. Что еще нужно иметь в виду и на что рассчитывать - своеобразный ликбез для читателей "СБ" проводит кандидат медицинских наук Людмила Дулуб, заведующая 1-м офтальмологическим отделением 3-й клинической больницы им. Е.В.Клумова г. Минска, главный внештатный офтальмолог города.


Время не ждет


Глаз - своего рода фотоаппарат, где объектив - система линз, в том числе и хрусталик, фокусирующий изображение на сетчатке, как на пленке. Пока хрусталик прозрачный, мы видим четко, но стоит ему помутнеть - картинка затягивается туманом. Так и начинается катаракта. Бывает она и врожденной, тогда, случается, вопрос об операции встает уже в первые месяцы жизни. А после 50 лет помутнение хрусталика в той или иной степени - данность практически для 70 процентов людей! И в прошлом осталась "выжидательная позиция", когда медлили, пока катаракта "созреет": теперь оперируют практически сразу, как только поставлен диагноз. Отложить кардинальное решение вопроса можно разве что если зрение еще высокое - 5 - 6 строчек таблицы. Ведь к чему тянуть? С годами человек не становится здоровее, обрастает всевозможными болезнями, а катаракта только уплотняется, что усложняет ее удаление при помощи современных методик. С другой стороны - болезнь молодеет. Прежде всего - среди горожан.


Врожденная глаукома - повышение внутриглазного давления - скорее казуистика. Зато после 40 лет угроза нарастает с каждым годом и главенствующий фактор риска - наследственный - берет свое. Причем с исключительным коварством: глаукома не заявляет о себе ни болью, ни особым дискомфортом, даже зоркость может оставаться, как у орла, до самых последних стадий. Только вот поле зрения постоянно сужается: вы можете видеть впереди себя все строчки таблицы, а сбоку - словно мертвая зона. Такое ощущение, будто смотрите в бинокль. А потом, вполне может быть, наступит полный мрак, и здесь бессильны любые капли, любые операции.


Оба эти заболевания объединяет один принципиальный момент: никакой самодеятельности! Ни одна биодобавка, никакие тренировки Норбекова вылечить катаракту не могут, тем более - глаукому. Малейшее подозрение - повод немедленно обратиться к врачу.


Как заподозрить неладное?


Катаракта выдает себя белесым туманом перед глазами, нечеткостью изображения, лучистостью и бликами ярких источников света, двоением при чтении и взгляде вдаль, а также ухудшением видимости при ярком солнечном свете.


Сигнал бедствия при глаукоме - туннельное поле зрение, радужные круги, возникающие перед глазами, если вы вышли из темной комнаты или поработали вниз головой. Но вообще, ее можно определить, ТОЛЬКО измерив внутриглазное давление. Поэтому офтальмологи настоятельно рекомендуют проверять его всем после 40 лет хотя бы раз в 3 года, тем же, чьи родственники уже имели такую беду, - ежегодно. В группе риска - люди дальнозоркие, с "коротким" глазом и большим хрусталиком.


Ходят парой


Очень часто катаракта и глаукома встречаются на страницах одной и той же медицинской карточки. Скажем, более чем у половины больных с повышенным внутриглазным давлением после 50 лет налицо еще и помутнение хрусталика. Дело в том, что эти болезни сильно влияют друг на друга. При прогрессировании катаракты хрусталик набухает, увеличивается в размере - отсюда нарушение давления внутри глаза, которое не снимается каплями. Порой врачам приходится удалять даже прозрачный хрусталик, чтобы остановить процесс. Это недооценивают пожилые пациенты, рассуждая: "Ай, зачем операция, сколько мне еще осталось?" А потом спасать остатки зрения хирургам-офтальмологам приходится в очень сложных условиях и без гарантий на успех. Глаукома тоже может подтолкнуть развитие катаракты. Потому что, например, капли, назначаемые при ней, способны ухудшить питание глаза, его трофику.


Сопутствуют главным офтальмологическим недугам и общие заболевания. Так, при сахарном диабете катаракта возникает раньше. И удалять ее приходится поскорее. Глаукома тоже - частый спутник диабета и гипертонии. Но скорее потому, что все это заболевания возраста, а не потому, что повышенное артериальное давление и повышенное внутриглазное - звенья одной цепи. Наоборот, глаукома у гипотоников даже хуже лечится, ведь некоторые капли против нее они плохо переносят.


Оперироваться - будем


Хотя офтальмологические коммерческие центры делают все, чтобы самые прогрессивные методики лечения ассоциировались только с их названиями, это далеко не так. В последние годы все государственные профильные клиники подверглись серьезному переоснащению и не уступают ни по оборудованию, ни по методикам, ни по кадрам. Когда же реклама зовет убрать катаракту без разреза, одной водой - это вообще игра на публику, заведомая неправда. Разрез при операции есть всегда, хотя бы для того, чтобы можно было поставить хрусталик! Убрать катаракту, кстати, - это не снять "пленочку", как считают некоторые, а заменить хрусталик. А ведь было время, когда пациенты оставались вообще без него и надевали очки с толстыми стеклами для близи и еще более толстыми - для дали...


Хрусталики бывают разные. Есть белорусские - жесткие, их поставят бесплатно. Теперь все чаще оперируют через микроразрез меньше 2 мм, а значит, нужен вариант мягкий. Какой? Решает хирург, оговаривая с пациентом, какое зрение он хочет получить, - хорошее вдаль или хорошее вблизи, и рассчитывая силу линзы. Что интересно, появились и линзы, которые помогают не только побороть катаракту, но и исправить астигматизм. Есть у нас и вообще удивительные пациенты. Молодые люди приходят к офтальмологам с желанием удалить даже почти прозрачный хрусталик и поставить "линзу тройного действия", чтобы просто снять навсегда очки. Это своего рода альтернатива лазерной коррекции зрения.


Глаукома в этом смысле менее благодарна. Более того, ее в принципе невозможно вылечить! Можно лишь замедлить процесс. Начинают с терапии - капель, которых сейчас большой арсенал. Если подобраны они правильно, а пациент соблюдает назначение 2 раза в день (врачи говорят: "Можно забыть поесть, попить чаю, но не закапать капли!") - это самое действенное средство. И только если эффекта нет, решается вопрос об операции, лазерной или хирургической. Они тоже бывают разные, хотя цель одна - помочь жидкости свободно циркулировать внутри глаза, улучшить ее отток или уменьшить ее количество. В любом случае оперативное вмешательство еще никому не вернуло зрения. Кому-то помогает на 7 - 10 лет, у кого-то чуть ли не сразу внутриглазное давление опять начинает идти в гору. С этим, увы, изначально придется смириться: глаукома - это факт на всю оставшуюся жизнь...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter