Всем, кто серьезно интересуется белорусской литературой, прозаик Андрей Федоренко давно известен. Если на обложке его фамилия, то это можно воспринимать как своеобразный знак качества. Все им написанное (стихи, пожалуй, не в счет) сделано по–настоящему интересно и мастерски. Он узнается сразу, достаточно прочесть несколько первых абзацев. Дальше происходит следующее, во всяком случае, со мной: я уже не могу остановиться, дочитываю до последней точки и молчу. Разговаривать не хочется. Однажды я ехал в поезде, в дорогу взял книгу «Мяжа», она только–только вышла, запах типографской краски не выветрился. Я просидел всю дорогу с книгой, даже от кофе и пейзажей за окнами отказался. Когда книга кончилась — расстроился. Хотелось читать ее дальше.
У Андрея невероятная память на прочитанное. Он помнит имена, клички, ситуации, сюжеты и фабулы, диалоги. Иногда, когда у меня мало времени и я не могу вспомнить нужную цитату из классики, набираю Андрея Михайловича. Он чуть запинается, молчит некоторое время, а затем выдает интересующую меня цитату. Может даже указать издание, том, страницу. Случается, что мы с ним разговариваем цитатами. Он мне одну, а я другую... Но, как правило, я всегда проигрываю, да и цитаты перевираю. Андрей же всегда точен.
Кстати, если бы меня попросили сказать самое главное о прозе моего давнего друга, то я назвал бы слово «точность». Это относится к рассказам, повестям, эссе, романам. Она в диалогах, сравнениях, метафорах, определениях. Андрей Федоренко в отличие от многих современных авторов пишет медленно. Его работа напоминает действия мастера часовых дел. Но не того, который ремонтирует старый будильник, а собирающего состоящий из сотен мельчайших деталей, новый современный хронометр. Он возится с каждой мелочью, обтачивает, подгоняет, вымеряет. Времени подобное дело занимает много, но результат впечатляет.
Когда текст дописан, когда пружина заведена, все приходит в движение. В результате — точное время. По прозе Федоренко можно определить день, месяц, год. И так будет всегда, сколько бы раз ни перечитывал. Все цвета, запахи, настроения, даже тень травы подогнаны, как шестеренки в часах.
Когда у меня спрашивают совет, что из современной белорусской литературы прочесть, первым называю Федоренко.
Фотография сделана Евгением Коктышем в редакции журнала «Дзеяслоў», где и работает писатель.
ladzimir@tut.by