Хроники «мертвого города»

В  2009  году  в  Сморгони  должно  начаться  строительство  уникального  мемориала

В  2009  году  в  Сморгони  должно  начаться  строительство  уникального  мемориала

Следы Первой мировой войны даже спустя век в городе встречаются повсюду. Куда ни пойди, везде увидишь черные «забрала» немецких бетонных дотов, лабиринты окопов и траншей, каменные кресты и надгробные плиты солдатских захоронений. Любой горожанин объяснит: в 1915—1917 годах здесь проходила линия фронта. Стояли стеной. Немцам здесь крепко досталось… Но мало кто знает другое: Сморгонь – единственный город от Балтики до Черного моря, державший оборону 810 (!) дней. Память о героях этого удивительного по своему упорству противостояния вскоре увековечат в мраморе и бронзе.

После  рубки    пустыня…

Война началась в июле 1914-го. 11 сентября 1915 года германские войска прорвали фронт в районе Свентян: 4 дивизии генерала Гарнье двинулись на юг, в тыл 10-й русской армии. 15 сентября после 8-часового боя немцы взяли Сморгонь. Именно с этой даты начинается отсчет 810-дневной оборонительной эпопеи.

— Город отбили уже через несколько дней. «Стоять насмерть! Ни шагу назад! За нами – Россия» — такой приказ получили 572 офицера, 24 000 гвардейцев и 1100 кавалеристов. Прибавьте к сему 90 пулеметных расчетов, 145 артиллерийских орудий и 5 аэропланов, такие силы были брошены, чтобы остановить наступление немецкой военной машины. И со своей задачей войска справились: противник не прошел, — рассказывает «Р» Владимир Лигута, исследователь событий Первой мировой войны. – Рубка была страшная. Только в первой штыковой атаке погибли 5,5 тысячи немцев и 3,5 тысячи русских воинов. Пришлось даже на день заключить перемирие, чтобы собрать убитых и раненых, — факт беспрецедентный… Уже после недели боев Сморгонь превратилась в пустыню с остовами обгоревших домов. Сдаваться город не желал ни в какую: в 1918-м из 16 тысяч жителей сюда вернутся всего 130 человек. Российская пресса наречет Сморгонь «мертвым городом». Но все это было впереди…           

Подземная  война

К концу октября 1915 года порядком под-уставшие противники стали активно закапываться в грунт и наращивать броню. Именно в это время появляется система суперукрепленных дотов и разветвленная сеть окопов-траншей. Немцы неоднократно применяли отравляющие газы. Наши вели подкоп и закладывали динамит… Война все больше «вгрызалась» в белорусскую землю: любая попытка прорыва стоила обеим сторонам колоссальных потерь. Сморгонские позиции очень быстро попали в список «крайне трудных». Недаром среди солдат ходила поговорка: «Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал». А бывали здесь многие: например, вольноопределяющийся Валентин Катаев, поручик Михаил Зощенко, будущий министр обороны СССР Родион Малиновский, маршал Борис Шапошников и Александра Толстая, дочь великого русского писателя. 

— Затем пришел 1917-й: год двух революций. События в Москве и Петрограде, агитация в войсках, Советы депутатов… В условиях фактического распада армии была предпринята последняя попытка прорвать фронт. Но, даже несмотря на превосходство в артиллерии и живой силе, наступление успеха не имело, — говорит Владимир Лигута. — 4 декабря того же года в местечке Солы заключено перемирие с немцами. Пушки перестали стрелять. Героическая 810-дневная оборона Сморгони окончилась. Но осталась память о тысячах погибших, солдатах и офицерах, которые 2 с лишним года не пускали врага на Минск и Москву. А также о местных жителях, волею судьбы ставших беженцами.

На  линии  противостояния

…Ни в краеведческом музее, ни в Минске Владимир Лигута не смог отыскать ответы на многие вопросы. Пришлось специально отправиться в московский архив: здесь он нашел материалы о стоявших в Сморгони полках и дивизиях, а также имена  погибших, раненых и представленных к наградам воинов. Забытая война оживала в лицах. Подвиг вековой давности становился ближе и обретал конкретные очертания.

Идею создания мемориала в 2003 году поддержали сначала в райисполкоме. Затем – в Гродненском облисполкоме и Министерстве культуры. За это время о Первой мировой в здешних краях снято несколько телефильмов, изданы книги. В 2006-м был объявлен творческий конкурс, в котором победил авторский коллектив в составе известного белорусского скульптора Анатолия Артимовича и архитектора Андрея Жилинского. Если все получится, как задумано, в Сморгони вскоре появится уникальный мемориальный комплекс — «На линии противостояния 1915—1917 годов в Первую мировую войну». Концептуальный ансамбль свяжет воедино пригород, окраины и центр.

В проекте – три составные части. Первая, главная, должна расположиться в городском парке Победы. Аллея плакучих ив остается за спиной, и вы выходите к памятнику Гению воинской славы. Из каменной глыбы вырывается бронзовый крылатый ангел с мечом в руках – символ ратного мужества и преемственности традиций. Рядом с ним – скульптурные группы «Ополченцы» и «Беженцы», а также символическая карта боев: 30-метровый металлический диск, на который будут нанесены населенные пункты и схема обороны.

Кресты  на  асфальте     

— Вторая часть концепции – 9 памятных знаков в форме Георгиевских крестов, которые будут установлены в городе по линии противостояния. Фасады зданий, мостовые, зеленые зоны, тротуары…  Медальоны станут живым напоминанием о тяготах той войны и беспримерном героизме солдат, стоявших насмерть за каждый метр города-фронта, — говорит Анатолий Артимович, один из авторов проекта. – Завершающая часть — расположится в юго-западной части Сморгони, возле трассы Вильнюс—Минск. Здесь по сей день стоят 12 немецких дотов и огневые точки противника. Пройдя мимо них, посетители комплекса выйдут к скульптуре «Будь проклята война». Бронзовый солдат вонзает в землю штык и воздевает руки к небу. На 30-метровом бруствере за его спиной будут размещены гранитные таблички с именами тысяч погибших здесь солдат и офицеров. Всех их нашли в московском архиве. И продолжают искать…

В начале сентября с эскизным проектом и местом предполагаемого строительства лично ознакомился Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Александр Суриков. Дипломат не скрывал: этот мемориал очень важен для истории обоих государств. Это общая память двух народов, которая должна остаться потомкам. 11 сентября подробная документация, расчеты и экономические обоснования возведения мемориала доставлены в Посольство Российской Федерации в Минске.

— Идея понравилась, и нам обещали помочь. При общей стоимости строительства в 6 млрд. рублей планируется, что 3 млрд. 700 млн. рублей профинансирует союзный бюджет. Остальные средства выделит райисполком, — рассказывает Александр Версоцкий, заместитель председателя Сморгонского райисполкома. – 6 октября этот вопрос должен слушаться на Союзном Совмине. Как ожидается, уже в начале 2009 года будет заложен первый камень в фундамент уникального мемориала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter