Хроника пикирующего бомбардировщика

О памяти

Я много чего не понимаю в нашей жизни. Начиная от элементарного — отчего люди не летают так, как птицы, до более сложных вещей — почему каждый день рождения Аллы Пугачевой СМИ принимают за юбилей? 17 ей исполнилось или 74 — без разницы: событие это в печати и по ТВ обязательно отметят с размахом, предложив публике пикантные подробности биографии певицы. Глядя на реакцию примадонны, порой кажется, что она сама уже не разбирает, имел ли такой–то факт место в ее судьбе, либо штрих — шмелиный полет воображения журналистов.


Высоцкого из года в год славят так, что Пушкин пропеллером вращается в своем последнем доме. Словно каются перед Владимиром Семеновичем за недоставшееся ему внимание со стороны официоза, когда артист был жив. Предвижу упрек, что о некоторых знаковых фигурах мы вспоминаем исключительно в пору круглых дат, в промежутке не говоря о них ни слова. Верно. Но лично для меня существует только один–единственный ежегодный праздник, который я встречаю с трепетом, волнением, со слезами на глазах. Праздник не конкретного человека, а миллионов людей. Май на излете, а мои мысли все еще о нем.


Заметили ли вы, что дети перестали играть на улице в войнушку? Для нас тех — 10 — 12–летних — та забава представляла собой целый ритуал. Мы делили между собой пластмассовое, металлическое и деревянное оружие; договаривались, кто будет нашим, а кто фашистом; определяли территорию боевых действий; как–то умудрялись решать, исходя из каких соображений подстреленный считается раненым либо убитым. Помню давнюю (перестроечную) статью известной писательницы (имя уже выветрилось из головы), в ней она рассуждала о моральности/неморальности таких развлечений, завершив ее удивившим меня суждением: что когда мальчишки (да и девчонки) перестанут «стрелять» друг в друга, тогда мы благополучно и забудем о той страшной, настоящей войне. Естественно, возникла дискуссия, в которой были представлены мнения как «за», так и «против».


Подростки сейчас рубятся в самые разные сражения на компьютерах: топят нацистские корабли, поджигают «тигры», сбивают «фокке–вульфы». А кто–то, наверное, выступает и за немецких захватчиков, уничтожая красноармейцев. И ничего, мягко напишу, странного в том нет. Если некоторые взрослые в компании своих ровесников вздыхают о том, что не Германия одолела противника в Великой Отечественной (тогда бы, полагают они, сегодня мы ни в чем себе не отказывали), то такие разговоры доходят до ушей и их отпрысков. Как, возможно, прислушивались они и к откровениям, которыми до недавнего времени потчевали зрителей на одном из международных телеканалов в еженедельных передачах, посвященных Второй мировой. Я не вчера родился, в курсе того, что многие события той войны в СССР преподносились однобоко. Но когда ликвидация темных пятен прошлого приобрела в устах отдельных специалистов характер огульного охаивания уже всего советского, то ярость благородная вскипела и во мне. Не все те программы толковали историю противостояния как цепочку ошибок, просчетов, а то и преступлений, допущенных Сталиным и генералами, но тенденция прослеживалась. Мол, да, победили, но не просто какой ценой, а КАКИМИ усилиями. Ратуя на словах за беспристрастность, на деле такие эксперты скатились опять же к тенденциозности. Ну да собственник недавно сменился в той компании. Посмотрим–послушаем теперь.


Но есть в году майские дни, когда стоит попросить детей провести полтора часа у телевизора, по которому будут показывать «Хронику пикирующего бомбардировщика» или «Александра Маленького». Достать награды своих воевавших родственников. Перелистать альбом со старыми фотографиями. Сводить сыновей и дочерей в парки... А потом пусть ребятня снова пуляет в компьютерных злодеев. В фашистов.


«Почему все не так? Вроде все, как всегда: то же небо — опять голубое, тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя» — Владимир Семенович Высоцкий. Сильные строки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter