Хроника дальнего бомбардировщика

Завтра в Молодечненском районе откроют мемориал и торжественно захоронят останки погибшего экипажа Прошло почти два месяца с тех пор, как в деревне Плебань мы подняли сбитый советский самолет. Сотни обнаруженных фрагментов бомбардировщика отданы на хранение в местный военкомат, останки экипажа переданы на экспертизу и идентифицированы. Все сошлось: 27 июня 1941-го здесь, в небольшой деревушке Молодечненского района, нашли свое последнее пристанище трое летчиков 223-го дальнебомбардировочного авиаполка. Похоронить пилотов со всеми почестями и разыскать их родственников — то немногое, что мы могли сделать для героев минувшей войны. Какая удача! Ряд документов по офицерам авиаполка сохранился в Центральном архиве Министерства обороны России в Подольске. Это окрыляло и вселяло даже больше чем надежду. Вот он, наградной лист из 1945-го подполковника Петра Логинова — командира экипажа, которому удалось выпрыгнуть с парашютом из горевшего самолета, чудом выжить и пройти всю войну. Довоенный адрес: Казань, Слобода Восстания 6 Союзная, д. 10. А вот список пропавшего без вести при выполнении боевого задания начсостава ВВС Красной армии. Черным по белому здесь напечатан адрес семьи капитана Сергея Кокшарова: Свердловская область, Алапаевский район, деревня Нижняя Синячиха. Там штурмана ждала супруга Клавдия Петровна с сыном. Казалось, все просто — нужно только позвонить. Оператор адресного стола Казани сначала удивилась, а потом от души посочувствовала: такой улицы в городской базе нет. А Логиновых в «третьей столице» России — около 5000 человек. Так что… Пришлось отсортировать список по отчеству Петрович и на день засесть за телефон. Увы, никто не слышал, не видел, не знает и родственником не приходится. Спустя два дня нам перезвонил помощник военного комиссара Татарстана Владимир Любченко: по данным МВД и военкомата, подполковник Петр Лаврентьевич Логинов в Казань после войны не вернулся. Искали даже в федеральных базах...

Завтра в Молодечненском районе откроют мемориал и торжественно захоронят останки погибшего экипажа

Прошло почти два месяца с тех пор, как в деревне Плебань мы подняли сбитый советский самолет. Сотни обнаруженных фрагментов бомбардировщика отданы на хранение в местный военкомат, останки экипажа переданы на экспертизу и идентифицированы. Все сошлось: 27 июня 1941-го здесь, в небольшой деревушке Молодечненского района, нашли свое последнее пристанище трое летчиков 223-го дальнебомбардировочного авиаполка. Похоронить пилотов со всеми почестями и разыскать их родственников — то немногое, что мы могли сделать для героев минувшей войны.

Какая удача! Ряд документов по офицерам авиаполка сохранился в Центральном архиве Министерства обороны России в Подольске. Это окрыляло и вселяло даже больше чем надежду. Вот он, наградной лист из 1945-го подполковника Петра Логинова — командира экипажа, которому удалось выпрыгнуть с парашютом из горевшего самолета, чудом выжить и пройти всю войну. Довоенный адрес: Казань, Слобода Восстания 6 Союзная, д. 10. А вот список пропавшего без вести при выполнении боевого задания начсостава ВВС Красной армии. Черным по белому здесь напечатан адрес семьи капитана Сергея Кокшарова: Свердловская область, Алапаевский район, деревня Нижняя Синячиха. Там штурмана ждала супруга Клавдия Петровна с сыном. Казалось, все просто — нужно только позвонить.

Оператор адресного стола Казани сначала удивилась, а потом от души посочувствовала: такой улицы в городской базе нет. А Логиновых в «третьей столице» России — около 5000 человек. Так что… Пришлось отсортировать список по отчеству Петрович и на день засесть за телефон. Увы, никто не слышал, не видел, не знает и родственником не приходится. Спустя два дня нам перезвонил помощник военного комиссара Татарстана Владимир Любченко: по данным МВД и военкомата, подполковник Петр Лаврентьевич Логинов в Казань после войны не вернулся. Искали даже в федеральных базах.

Перспективы найти родню погибшего штурмана Кокшарова в отдаленной уральской деревушке Нижняя Синячиха после этого выглядели призрачными. Но надежда умирает последней. Единственное учреждение, контакты которого нашел в этой деревне «Яндекс», — музей-заповедник деревянного зодчества. Звоним туда — и есть контакт!

Экскурсовод Марина Махнева сразу поняла, что через 73 года после начала Великой Отечественной войны к ним в двери стучится живая история. «Да есть, есть у нас в деревне Кокшаровы! Сохранились и подомовые книги учета, так что найдем, обязательно найдем и поможем». Однако неделя дистанционных поисков с 3-часовой разницей во времени оставляла все меньше шансов на удачу. В военкомате Алапаевска штурман Сергей Кокшаров по сей день значится пропавшим без вести, на деревенском мемориале его фамилии нет и никогда не было. Первая книга подомового учета в итоге датирована 1949-м, вдовы Клавдии Петровны местные старожилы не помнят, а здешние Кокшаровы приехали в деревню лишь в середине 1980-х… И, к сожалению, родственниками летчику они не приходятся.

В этом месте мы с грустью решили поставить точку в поисках и начать подготовку к церемонии погребения. Но в дело вмешался случай.

— Это вы писали про летчиков, погибших под Плебанью? Хоть вы и не вспомнили в материале моего папу, я вам помогу, — озадачил звонивший из Радошковичей Дмитрий Бриштен. Оказалось, его отец Вячеслав Антонович с 1986 года занимался поиском экипажей, погибших в Молодечненском районе в годы войны. Первыми стали Маслов и Гастелло. Позднее Вячеслав Бриштен через архив установил все звено 223-го дальнебомбардировочного авиаполка, погибшее 27 июня 1941 года. Ведущим, как нам уже известно, был капитан Логинов, его сопровождали на ДБ-3Ф капитан Святов и старший лейтенант Оржеховский. Все они были сбиты в тот день после атаки на немецкую танковую группу, наступавшую по дороге Молодечно—Минск.

В начале 1990-х Вячеславу Бриштену удалось выйти на след штурмана Сергея Кокшарова. Он написал в Свердловск, пришел ответ от сына летчика. На этом переписка прервалась. После смерти отца Дмитрий продолжил его дело и сохранил письмо, в котором Юрий Кокшаров рассказывает о себе и сыне Сергее, названном в честь дедушки-летчика. Ни конверта, ни телефона, ни адреса. Зато есть город, в котором жила семья, а значит, поиски продолжаются!

Запросы в областной военкомат и пенсионный фонд Свердловской области в этот раз попали в десятку. Сразу из двух организаций нам сообщили нужный адрес и телефон в Екатеринбурге. С волнением набираем номер, на том конце провода — Сергей Юрьевич Кокшаров, внук штурмана, 73 года назад погибшего между Радошковичами и Молодечно:

— Папы не стало в 1993-м. А моя бабушка Клавдия Петровна так и умерла, не зная, где именно погиб ее муж. До последнего она считала его пропавшим без вести и надеялась на чудо… Так где, вы говорите, это произошло? Молодечненский район, Беларусь? Надо же, как далеко. Перезахоронение в начале июля? Я непременно буду. Непременно!

Стоит ли говорить, что после этого разговора подготовка к захоронению останков экипажа шла c каким-то особенным настроением. Столько десятилетий прошло, столько всего вокруг нас изменилось, а люди помнят, внуки знают, и неизвестные, казалось бы, имена вдруг выходят из забвения. Неповторимое, сложно передаваемое на бумаге чувство связи поколений и эпох.

…Но вернемся к торжественной церемонии, которая пройдет 2 июля в деревне Красное. Молодечненский райисполком сделал все и даже немножко больше, чтобы этот знаменательный день удался. На участке пенсионера Евгения Сосновича (если помните, именно он указал нам место падения бомбардировщика) появился огромный валун с гранитной табличкой в память о погибшем экипаже. В Красном, у стелы на братской могиле, сразу после захоронения останков летчиков откроют памятник в честь экипажа капитана Логинова. Военный оркестр, рота почетного караула, молебен и ружейный залп — район намерен со всеми почестями проводить героически погибших в 1941-м штурмана Сергея Кокшарова, стрелка-радиста Иннокентия Букаева и стрелка-радиста Михаила Агешина. Все начнется в 11.00.

…Сейчас, когда вы читаете эти строки, внук штурмана Кокшарова Сергей Юрьевич уже прилетел в Беларусь. Сегодня его ожидают экскурсии по Минску, новому музею истории Великой Отечественной войны и «Линии Сталина». А завтра с самого утра мы едем в деревню Плебань, где 73 года назад в бою с вражескими истребителями героически погиб его дед.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter