Хромой индюк

Почему Молодечненская птицефабрика оказалась на грани банкротства За два дня до Нового года я спохватилась: семья ждет к празднику традиционную утку с яблоками, а в холодильнике пусто.
Почему Молодечненская птицефабрика оказалась на грани банкротства

За два дня до Нового года я спохватилась: семья ждет к празднику традиционную утку с яблоками, а в холодильнике пусто. "Не проблема, - успокоила коллега. - Если не в магазине, то на рынке птицу купишь точно".

Но продавцы и крупных универсамов, и маленьких продмагов безнадежно разводили руками, предлагая лишь замороженных бройлеров и суповых кур. Правда, в удаленном от центра магазинчике мне посоветовали заменить утку индейкой - европейцы и американцы, мол, только ее и подают к новогоднему столу. Готова была согласиться, если бы не обветренно-синюшный вид птицы, стоившей к тому же более 7 тысяч рублей за килограмм. За эти деньги на рынке можно купить парное мясо без костей. "Скоро и такой не будет, - недовольно буркнула продавец. - Из-за высокой цены индейка спросом не пользуется, и поставки ее уменьшаются. С Молодечненской фабрики уже полгода птицы не получали".

Заинтригованная, я решила получить информацию, что называется, из первых рук. Но узнать что-то об индейке оказалось труднее, чем выведать секрет атомной бомбы. Ни один телефон Молодечненской птицефабрики не отвечал, а в "Белптицепроме" мне посоветовали вообще не трогать это предприятие, сославшись на "неоднозначность вопроса": там, мол, и директора нет, и разваливается оно на глазах... Оставалось ехать в поселок Олехновичи, где расположена фабрика, чтобы увидеть исчезающих из продажи индеек собственными глазами.

Но на предприятии эти птицы остались только... на воротах. Декоративные фигурки с облупившейся краской сегодня воспринимаются почти как издевка. "Когда-то за индюшатами к нам даже из Литвы и России приезжали, - вздыхает птичница Ольга Антонова. - А сегодня ни одной особи нет, чтоб гостям показать".

Последнюю партию диетического мяса единственное предприятие в стране, специализирующееся на производстве индюшатины, продало прошлым летом. Теперь 23 птичника пустуют, а в 7 откармливают бройлеров. Но оборудование старое и не приспособленное под содержание цыплят, половина кормов просыпается в навоз... "Что делать? - директор птицефабрики Александр Климашевский, от безысходности подавший было заявление об уходе, понимает, сколько денег тратится впустую, но другого выхода не видит. - Если не выращивать бройлеров, то вообще придется закрываться. А на предприятии половина Олехновичей держится".

Три года назад фабрика получила самый большой объем индюшатины за всю свою историю - свыше 3 тысяч тонн. Это 70 процентов мяса, произведенного в Молодечненском районе. Директора тогда наградили орденом. Однако трудовой успех обернулся для птицеводов миллиардными убытками. Регулируемые цены не покрывали высокую себестоимость, обусловленную дорогим теплом и электричеством, завозными кормами. В итоге у фабрики, еще недавно строившей производственные помещения, не осталось денег даже на корма. Рацион индюшек - особый: нужны пшеница, кукуруза и белковые добавки. Все это покупается за пределами Беларуси за валюту. Даже пшеницей наши крестьяне, привыкшие выращивать менее хлопотную рожь, обеспечить птицеводов в достатке не могут. Хотя она вполне сносно растет на нашей земле. "Нужна современная технология, - сказали мне в Минсельхозпроде. - Миллиона тонн пшеницы было бы достаточно для того, чтобы обеспечить птицефабрики. Надеемся, в этом году нужное количество ее получим".

Но за это время может разориться не одна птицефабрика. Уже сегодня примерно у трети из них слишком шаткое положение. Молодечненское предприятие пока спасает сотрудничество с поляками: те дают молодняк в обмен на часть выращенного мяса. Это позволяет платить зарплату и поддерживать производство. Для большего нужны капитальные вложения. Но отрасль сверхдоходами похвалиться не может. Даже в прошлом, относительно благополучном году она сработала, по словам заместителя директора "Белптицепрома" Михаила Петрашкевича, практически без прибыли. Что будет сейчас, когда цены на фураж в России и Украине удвоились? Даже если государство поддержит льготным кредитом, выросшие затраты неизбежно отразятся на цене птицы. Так что не только исчезающая с нашего рынка индюшатина, но и тривиальный бройлер может стать дороговатым. Спрос упадет, как это уже произошло с индейкой, которой на этот год торговля заказала всего 110 тонн. Крохи! Даже по одной захудалой отбивной на человека не хватит.

Тенденция уже просматривается. "После того как с рынка исчезли "ножки Буша", в моей семье мясо стало появляться на столе гораздо реже", - жаловалась мне недавно одноклассница, работающая учительницей в райцентре. Действительно, килограмм курятины на рынке стоит уже не менее двух долларов, хотя не так давно чиновники из Минсельхозпрода, лоббировавшие отказ от американской птицы, уверяли нас в том, что цены останутся стабильными.

А где гарантия, что вслед за индюшатиной с нашего рынка не начнут потихоньку исчезать утки, гуси, бройлеры? Их, конечно, завезут нам предприимчивые поляки, немцы или американцы. Вопрос только в цене.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter