Качество подготовки водителей ухудшается с каждым годом

Хромаем на все четыре колеса

Почему после обучения в автошколе многим никак не удается сдать на права?


авто.jpgКачество подготовки водителей ухудшается  с каждым годом, свидетельствуют сотрудники Госавтоинспекции. Сдать с первого раза экзамен на получение водительского удостоверения удается единицам, а вот обрести права после пятой-шестой попытки — вполне обычная ситуация. Большая часть учащихся автошкол заваливают практическую часть экзамена — вождение. И хотя задача научить курсантов грамотно вести себя на дороге возложена на инструкторов, многие из них думают  лишь о том, как заработать в свой карман и сэкономить бензин.


Еще только девять утра, а возле межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) ГАИ на улице Семашко в Минске уже выстроилась очередь желающих получить водительское удостоверение. Вместе с курсантами сажусь в учебный автомобиль. На переднем сиденье инженер-инспектор, который будет принимать у учащихся третью часть экзамена — вождение в городе. Первой за руль садится Вероника. Это уже ее пятая попытка получить права. Экзаменатор предупреждает девушку, что все будет записано на видео (обязательное фиксирование экзамена на видеорегистратор ввели с января этого года).

Автомобиль тронулся с места, но поехал не вперед, а назад. Он стоял на возвышенности, и как только был снят ручной тормоз, поддался физическим законам и покатился. Девушка нажала на педаль тормоза, но потом отпустила — машина повторила маневр. Тут уже мгновенно среагировал экзаменатор: “Если бы я сейчас не затормозил, вы разбили бы две машины — свою и ту, которая стоит сзади. А отвечать пришлось бы мне”. Вероника создала аварийную ситуацию, это значит экзамен не сдан. Впереди попытка номер шесть.

Если вы хотите уличить своего инструктора в мошенничестве, необходимо написать руководителю автошколы заявление с просьбой заменить мастера по вождению, указав причины. Директор обязан рассмотреть заявление и принять меры. Если он этого не сделает, следует сразу обратиться в соответствующий орган по сертификации.


Из четырех человек пройти испытание смогли двое, и то у них это получилось только с четвертой попытки. Подхожу к “стене плача”, где дожидаются своей очереди “повторники”, интересуюсь, почему столько провалов. Студент Антон сразу же выдает свою версию происходящего:

— Было мало практики. В автошколе из положенных сорока часов вождения я в лучшем случае откатал половину. Часто приходилось расписываться за два часа обучения, хотя ездил всего один час. Перед экзаменом в ГАИ взял несколько дополнительных занятий у другого инструктора.

— А почему не пожаловался директору автошколы?

— Мне многие говорили, что это бесполезно. Я заплатил за обучение — главное сделано. Не брошу ведь начатое на полпути. Значит, и систему менять никто не будет.

Как оказалось, ситуация, когда курсанты практикуются половину положенных часов, — частое явление и своего рода отработанная прибыльная схема аферы мастеров по вождению: и бензин сэкономят, и на дополнительных занятиях заработают.

Некоторые курсанты, разгневанные плохой подготовкой из-за нехватки часов вождения, звонят в орган по сертификации и рассказывают о мошенничествах в автошколах. Правда, делают это уже после того, как долго не могут сдать экзамен в ГАИ. Начальник отдела организации подготовки водителей автомобилей УП “Белтехосмотр” Александр Шут разводит руками — таким пострадавшим невозможно помочь по их же вине:

— Любое заявление рассматриваем в соответствии с Законом “Об обращениях граждан”. Сразу пойти в автошколу с проверкой мы не имеем права. Сначала запрашиваем из автошколы все необходимые документы, проверяем их. 

А там — все как положено, и везде стоит подпись пожаловавшегося учащегося. Курсанты сами подтверждают, что у них проведены занятия в полном объеме. В договоре между учащимся и автошколой есть обязательная фраза, что в случае подтверждения своей подписью каких-то недостоверных сведений автошкола ответственности за качество обучения не несет.

Впрочем, сдать на права с первого раза, а то и со второго не могут порой даже те, кто честно отрулил сорок часов. “Повторница” Снежана утверждает, что у нее не получается сдать экзамен в ГАИ потому, что для инструктора было важным откатать положенное время ради галочки:

— По часам вождение у меня длилось как положено, но мой мастер не учил меня читать дорогу. На экзамене в ГАИ говорят: “Развернитесь в ближайшем разрешенном месте... Поверните на регулируемом перекрестке...” Я просто теряюсь от этих фраз, ведь инструктор мне всегда указывал: “Поверни налево... Здесь развернись...”

Курсанты уверены: качество подготовки будущего водителя напрямую зависит от инструкторов. Однако в МЭО говорят, что зачастую учащиеся, вместо того чтобы после провала на экзамене взять несколько дополнительных занятий, вновь рвутся испытать удачу. Ведущий инженер-инспектор МЭО Вячеслав Савеня считает, что такая тенденция появилась из-за дешевизны пересдачи:

— Дополнительное занятие в автошколах или отдельно у инструкторов стоит примерно 150—300 тысяч рублей. Пересдача одного экзамена в ГАИ обходится всего в 15 тысяч рублей. Когда мы советуем людям взять дополнительное занятие, многие нам отвечают: “А зачем мне это? Я лучше за те же деньги десять раз к вам схожу, потренируюсь. Авось сразу и сдам...”


Грядут перемены


13 октября Президент подписал Указ № 483, которым внесены изменения и дополнения в Указ от 28 ноября 2005 года № 551 “О мерах по повышению безопасности дорожного движения”.

Время обучения практическому вождению автомобиля при подготовке водителей механических транспортных средств категории В увеличивается с 40 до 50 часов. При этом автошколам предоставляется четырехмесячный срок для подготовки курсантов.

При перевозке детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле должны использоваться детские удерживающие устройства или другие средства, позволяющие безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности (кроме случаев, если рост ребенка 
превышает 150 см, а также при перевозке в такси).

Предусматривается обязательное использование зимних шин с 1 декабря по 1 марта. Изменяется и минимальная разрешенная степень светопропускания для ветрового стекла с 75 до 70 процентов.

К элементам дороги отнесены расположенные на проезжей части посадочные площадки и островки безопасности, что позволит распространить обязанность владельцев дорог по содержанию этих элементов в безопасном для движения состоянии. Вводятся новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов и обозначения направлений движения по полосам на перекрестках со сложной конфигурацией.

Указ вступит в силу через три месяца после его официального опубликования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter