Храните деньги в банках, а полено — под подушкой

Этот криминальный случай отнюдь не из тех, что потрясают своей неординарностью. Но и к типичным относить его как-то не сильно хочется. Однако на некоторые мысли произошедшее наводит. В Пружанах на следующей неделе будет передано в прокуратуру уголовное дело, о котором в апреле говорил весь небольшой город. 66-летний пенсионер нанес тяжкие телесные повреждения вору, который забрался к нему в дом.
В своем просторном доме на улице Котовского в Пружанах Сергей Валентинович живет один. С тех пор как жена вышла замуж за мужа своей умершей сестры и уехала в Россию. С тех пор, как похоронил мать, потом отца. В лучший из миров ушли и двое братьев. Из Калининграда перестали ездить на каникулы внуки после смерти единственной дочери.
Раньше хорошо было, а теперь старость, одиночество, недуги, грустнеет мой собеседник. Показывает больные ноги и медаль ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС. Последнее место службы — Пружанский лесхоз: был и кочегаром, и электрогазосварщиком. Теперь даже живность домашнюю не заводит, не копает грядки: нет, говорит, здоровья. Энергии хватает лишь на то, чтобы нарвать травы, которая теперь представляет собой практически единственную культуру в огороде, отнести соседям. Те покормят козочек да и молоком иной раз угостят.
К свежей редиске и картошечке жареной это толковое дополнение. Добрым людям Сергей Валентинович рад всегда. Да, пытался организовать личную жизнь по новой — трудно в этом возрасте получается. Так и живет один. Суда, который состоится в конце июня, ждет без особых переживаний: пусть, мол, переживает тот, кто прецедент спровоцировал.
50-летний Андрей Свистунович, в узких кругах известный как Свист, из очередной, третьей уже по счету ходки на зону вернулся в родные Пружаны по весне. И тихой мартовской ночью неугомонной натуре снова захотелось приключений. Часов в одиннадцать вечера Сергей Валентинович, прилегший отдохнуть с газеткой, услышал в доме звон разбитого стекла. Схватил первое попавшееся под руку орудие самообороны, которым оказался “деревянный утюг” — рубель, довольно увесистое полено с зубцами (им еще бабушки наши белье гладили), и пошел на звук. В темной кочегарке увидел не совсем трезвого человека. Понимая, что хорошего от непрошеного гостя вряд ли стоит ожидать и что надежда только на свои силы (милицию вызвать уголовник ему вряд ли бы позволил), Сергей Валентинович, недолго думая, взял да и врезал непрошеному гостю поленом промеж глаз.
К месту преступления, где выдавленная оконная рама уже восстановлена, а на обоях, красноречиво рассказывая о схватке, все еще “красуются” потеки крови, хозяин жилища провожает даже с некоторой гордостью. Это еще ему повезло, говорит, а то ведь и кочергу железную мог взять — тогда неизвестно, как бы вообще все закончилось.
Закончилось дело вполне благополучно: по вызову в считанные минуты приехали и милиция и “скорая помощь”. Пострадавшего оперативно погрузили на носилки и доставили в районную больницу. Основательно раскроенный череп уже восстановлен. Более того, как рассказали в районном отделе милиции, Свистунович перестал пить и курить. Получается, Сергей Валентинович не повредил, а в некотором роде даже вылечил человека. Поэтому и совесть пенсионера перед самим собою совершенно чиста. Насколько он превысил необходимую самооборону — решит суд. Но общественное мнение небольшого города полностью на стороне человека, который защищал себя и свое жилище.
***
— На территории Пружанского района только за четыре месяца нынешнего года из 98 преступлений 14 совершено в отношении пожилых людей, — рассказывает начальник райотдела милиции Николай Попко. — Мы считаем, что это невысокий процент, если учесть, что на территории района треть всего населения — пенсионеры, в том числе более шести тысяч одиноко проживающих и 1200 — одиноких вообще, не имеющих родственников.
— В основном кражи совершаются путем свободного доступа: отлучилась, к примеру, бабушка в огород, а злоумышленникам много времени и не надо, чтобы в незапертый дом залезть, — отмечает начальник отделения охраны правопорядка и профилактики Пружанского РОВД Александр Гук.
Но, как показал случай с Сергеем Валентиновичем, не каждый злоумышленник будет ждать, пока пожилой человек уйдет из дома, оставив незапертой дверь.
— Большая проблема сегодня, — говорит подполковник Гук, — дети, которые в свое время уехали из деревни в город, спились там и, став ненужными семье, вернулись обратно к родителям без всяких средств к существованию. Живут на мамину-папину пенсию, нередко “выбивая” ее у стариков, на огурцы-помидоры в огороде соседа, на лежащие под матрасом чужие рубли “на черный день”.
Таких отправляют в ЛТП. В этом году осудили уже 21 человека, в том числе одну женщину. Причем суд стараются проводить по месту жительства — судья, прокурор, участковый инспектор собирают односельчан, чтобы прилюдно рассказать о “подвигах” выросшего на их глазах, но, увы, несостоявшегося человека. Кто окажется в роли действительно подсудимого в Пружанах в конце июня? Пострадавший вор или пенсионер, у которого хватило смелости и силы поднять на него руку? Мы обязательно расскажем читателям, чем закончилась эта история.

Фамилии и имена участников уголовного дела изменены.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter