Хранить вечно

Один день в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войныПервая реакция моих знакомых на предложение сходить в этот музей скорее скептическая, чем радостная. Но, однажды войдя, они застревали там на многие часы. Чем же так привлекает гостей некогда самый идеологически выдержанный музей белорусской столицы?

Подземные кладовые
Музей был основан еще до освобождения Белоруссии, в сентябре 1943 года. Сегодня его экспозиционная площадь превышает три тысячи квадратных метров, в фондах собрано более 140 тысяч единиц хранения. За день все осмотреть попросту невозможно, однако даже беглый осмотр музейной коллекции потрясает. Причем увидеть редкие экспонаты можно не только под стеклом в выставочных залах, но и в фондах, лишь недавно частично открытых для посетителей.
Когда-то среди экспонатов музея не было ни одного фашистского экспоната. Ни одного фашистского креста, ни перстня с черепом, ни кортика со свастикой, ни «тигра»… Идеология не позволяла даже показать лицо врага, и ситуация складывалась парадоксальная: кого же победили в войне, было непонятно. Главный хранитель фондов музея Галина Скоринко вспоминает, как человек принес в музей трофейную кружку, на которой итальянский солдат выцарапал важнейшие даты своего боевого пути. Даритель буквально бросил редчайший экспонат на стол и поспешил ретироваться: ведь хранил дома трофейную вещь… Сегодня Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны показывает многое из того, что долгие годы пролежало в хранилищах невостребованным.
Взглянуть на недавно открытые фонды музея спускаемся маленькими группами. На нижние, надежно защищенные уровни здания пускают только взрослых посетителей. Начинаем осмотр с коллекции живописи – художественной летописи Великой Отечественной войны. В музее собрано более 500 оригинальных картин, из которых более двухсот написаны непосредственно в годы Великой Отечественной войны. 3 июля 1944 года, когда только начиналась работа по созданию музея, многие белорусские художники работали только на него. Кто-то из живописцев творил и одновременно воевал на фронтах, некоторые писали полотна в эвакуации, сохранились и зарисовки мастеров, живших в Белоруссии во время оккупации. Картины, изображающие трагедии сожженных деревень, разбой солдат в «мышиных» шинелях, поражают своей жестокой правдивостью.
В следующей коллекции фонда собрана подлинная одежда и военная амуниция военного времени. И советская, и фашистская. Подлинный китель того самого «мышиного» серо-зеленого цвета, в котором миллионы немецких солдат шагали по Европе, серо-зеленые легкие рубашки – для более жарких районов, кители генералов разных видов войск, форма конной полиции, членов «Гитлерюгенда»… Здесь же и прекрасно сохранившийся шлем мотоциклиста с надписью NSCC. О многом может рассказать и коллекция солдатских фляжек. Добротная довоенная биклажка в кожаном футляре, гораздо более потрепанная посудина из нелегированной стали и даже стеклянные фляжки периода окончания войны… Такую страшно просто повесить на пояс – вдруг споткнешься, а уж носить в бою, когда стреляют, – и подавно!..

«Золотое» оружие
В одном из самых защищенных из всех защищенных хранилищ музея находится уникальная коллекция оружия: винтовки, пистолеты, пулеметы, штык-ножи, тесаки, ножи-финки, сабли, кортики, кинжалы... Здесь можно посмотреть, потрогать, подержать в руках образцы как советского производства, так и трофейные экспонаты. В одном из шкафов небольшой комнаты видим винтовки практически всей Европы – Австрии, Норвегии, Бельгии, Голландии, Чехословакии, Германии… Есть оружие, изготовленное в период Первой и Второй мировых войн. Есть предметы, датированные второй половиной – концом XIX века, самые последние произведены в 1944-1945 годах. Кроме заводских образцов оружия здесь же  находится уникальная коллекция самодельного партизанского оружия – жемчужина, равной которой, возможно, в мире больше нет. Самострелы, которые белорусские партизанские мастера изготавливали буквально на коленке, без электричества, специальных инструментов. Оружие собирали из водопроводных труб, обрезков другого поврежденного оружия, железных бочек, пружин сбитого немецкого аэростата, из вала подбитой немецкой автомашины… И для своего времени такие самострелы работали как часы, не уступая заводским образцам. Некоторые из них белорусский музей передавал в Москву в 50-е и 60-е годы, но именно в Минске собрана наиболее полная коллекция.
Кроме огнестрельного в Музее истории Великой Отечественной войны есть коллекция холодного оружия, в том числе произведенного в европейских странах. Парадный кинжал офицера СС с гравировкой Alles fur Deutchland, настоящий японский меч катана, кортик летчика «Люфтваффе» со сбитой свастикой, которую наши бойцы заменили на пятиконечную звезду… Мужчины, особенно военнослужащие, могут проводить в этой комнате целые дни, рассматривая и восхищаясь редкими образцами оружия.

Гвардии «ГАЗ АА»
Иностранцы часто интересуются портретами Молотова и Сталина, текстом Акта о ненападении, которые есть в обновленной экспозиции музея.  А на  площадке под открытым небом возле музея выставлена уникальная военная техника. Основная часть этих танков, зенитных пушек, «Катюш»,  бомбометов, минометов и даже самолет воевали именно на белорусских фронтах. При этом даже у неприметного на первый взгляд грузовичка – «ГАЗ АА» образца 1932 года – своя история, достойная целого фильма. Его хозяин Павел Михайлов начинал служить на этой машине шофером и, получая ранения, категорически отказывался ложиться в госпиталь, чтобы не отстать от своего авто. Вывозил на машине детей из блокадного Ленинграда по Дороге жизни и доехал на грузовичке до самого Берлина со своей частью. После окончания войны командование  подарило шоферу машину, и он еще более сорока лет работал на ней в мирное время. «Газик» стал героем нескольких кинофильмов, в том числе картины «В августе 1944-го»…
Недавно в музее прошла выставка уникальных почтовых открыток и фотографий конца XIX – начала XX века «В поисках утраченного» с видами городов и местечек Беларуси. Автор выставки – лауреат премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Владимир Лиходедов. На выставке были представлены более 500 оригиналов открыток и фотографий. По некоторым открыткам можно проследить, как менялся облик Белоруссии-Беларуси в ходе исторических событий. К примеру, как выглядела одна и та же минская площадь до Первой мировой войны, в 1918 году и в наши дни. Да и облик самих белорусов не остался вне поля зрения коллекционера – стенд «Белорусские образы» целиком посвящен поколениям, жившим более чем сто лет назад. Выставку покажут во всех областях Беларуси, а для музея автор готовит новые материалы.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter