Хранить вечно!

Завершена работа над формированием Государственного списка историко–культурных ценностей
Завершена работа над формированием Государственного списка историко–культурных ценностей

По сути, это первое собрание «спадчыны», созданное в постсоветский период. Предыдущие списки памятников составлялись еще до 1988 года. Они переходили из года в год, в них добавлялись новые наименования, но в целом материалы не пересматривались. Теперь настала пора привести их в соответствие с законодательством и рекомендациями международных структур. Для страны, 4 объекта которой уже внесены и еще несколько претендуют на внесение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, согласитесь, необходимое условие.

— Нынешний список во многом отличается от предшественников, — говорит начальник управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры Василий Обламский. — Например, он регламентирует категорию ценности каждого объекта, его шифр, датировку создания, адрес по областям. Высочайшей, нулевой, категории удостоились только 8 объектов в стране. Это достояние республики, значимость их переоценить, пожалуй, невозможно: дворцово–парковый ансамбль Радзивиллов и костел Божьего Тела в Несвиже, Каменецкая вежа, Спасо–Преображенская церковь в Полоцке, Коложская церковь в Гродно, Сынковичская церковь–крепость, замок в Мире, Беловежская пуща. Некоторые из этих объектов занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, другие только рассматриваются как потенциальные кандидаты на оформление, но так или иначе претендуют на мировое значение.

Все объекты, входящие в список, хотя и могут находиться в распоряжении предприятий и организаций, но законодательно государство несет ответственность за то, что они будут сохранены и переданы потомкам. И за этим должны следить строго. Так, скажем, на объектах нулевой категории без разрешения Министерства культуры нельзя, выражаясь фигурально, и гвоздя вбить — только после научно–исследовательских обоснований и составления проектно–сметной документации.

Список не монументальный. Он живой. Жизнь вносит свои коррективы. Скажем, сейчас дворец Румянцевых — Паскевичей в Гомеле имеет первую категорию. Там завершаются реставрационные работы, по окончании которых он сможет претендовать на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Тогда категория его ценности, безусловно, будет пересмотрена.

— Немалое количество объектов, включенных в Государственный список историко–культурных ценностей, ждут своей реставрации, — продолжает Василий Обламский. — Даже осознавая всю их историческую значимость и эстетическую неповторимость, у государства просто не хватит ни средств, ни возможностей в одночасье поднять все объекты, внесенные в список историко–культурного наследия страны, на должный уровень. Именно поэтому на объекты исторической значимости распространяются некоторые налоговые преференции и льготы на деятельность, связанную с сохранением и реставрацией достояния государства. На днях Президент страны подписал указ об освобождении ряда объектов исторического значения от уплаты налога на недвижимость.

— Будут ли добавляться в государственный список новые имена, смогут ли его увидеть не только специалисты, но все, интересующиеся историей своей страны?

— Список завершен. Но не закончен. Мы говорим о количестве объектов по состоянию на 1 января 2006 года. Через год мы будем говорить уже о другом количестве объектов. Ведь это наша история, это наша государственность. И наши белорусские объекты в списке ЮНЕСКО — это престиж страны. Что же касается его доступности — в скором времени он будет издан в виде книги. К сожалению, не так масштабно, как когда–то «Свод памятников». В сборнике будет перечень всего государственного списка, исторические справки, фотографии объектов нулевой, 1–й и 2–й категорий ценности. Это красочное презентативное издание предназначено не столько для научной, сколько для широкой аудитории, интересующейся историей родного края.


К истории вопроса

Законодательные акты о том, что государство охраняет свои недвижимые ценности, действовали на территории нашей страны уже 100 лет назад. Так, Строительный устав в конце XIX — начале XX века запрещал снос или даже ремонт, который мог изменить вид зданий старше XVIII века. Закон об охране памятников в Российской империи был подготовлен, но так и не принят: началась Первая мировая война.

Все памятники старины собрали в единую охранную грамоту только в 1926 году. Тогда Совнарком БССР подписал акт о национализации объектов искусства, архитектуры, быта и природы. К нему прилагался и список из 87 памятников, располагавшихся в восточных округах республики. Для сравнения: нынешний, образца 2005 года, список историко–культурных ценностей страны включает в себя 4.799 наименований. Впрочем, объектов в списке на самом деле больше, просто некоторые включены в состав архитектурного ансамбля, как комплекс. Скажем, исторические центры многих городов — Минска, Могилева, Гродно — рассматриваются как единицы, хотя включают в себя десятки объектов.

После окончания Второй мировой, во время которой, увы, страна лишилась значительной части исторического наследия, и движимого и недвижимого, республикой были ратифицированы международные конвенции ЮНЕСКО по защите культурных ценностей и Конвенция об охране нематериальных ценностей.

Закон об охране памятников культуры появился в БССР только в 1969 году, в 1978–м в него внесли изменения. Более фундаментальный Закон «Об охране историко–культурного наследия» был утвержден в 1992 году. Мы используем его до сих пор. Кроме того, было у нас и совершенно особое, никем на просторах бывшего Союза так и не повторенное «ноу–хау» по учету историко–культурного наследия. Это уникальное издание в 8 книгах «Свод памятников истории и культуры Беларуси», выпущенное в 1984 году. Ему предшествовали гигантская научная работа, сотни археологических, этнографических, исследовательских экспедиций. Тогда казалось, что дополнения к «Своду памятников» понадобятся как минимум лет через 100. Оказалось, значительно быстрее.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter