Хозяйствовать не в ущерб природе

Такой принцип стремятся максимально укоренить в своем регионе экологи Витебщины В марте нынешнего года Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды возглавил Василий Байков. Есть у этого человека и “зеленое” хобби, о котором мало кто знает. Но корреспондента “НГ” он посвятил в тайну своего увлечения: любит сажать деревья, особенно сосны и березы. Приживаются с его легкой руки даже большие саженцы. Когда еще жил и работал в Старом Селе под Витебском, посадил несколько аллей, и теперь туда люди ходят собирать подберезовики. Свое первое интервью в новой должности Василий БАЙКОВ дал “Народной газете”.

Визитная карточка

Василий Михайлович Байков Родился в Петриковском районе Гомельской области, в местах, где долины рек Орессы, Птичи, Припяти представляют собой “классику” белорусского Полесья. По окончанию Белорусской сельскохозяйственной академии был направлен на Витебщину. Работал главным агрономом, руководителем хозяйства. Конечно, тянула малая родина — там остались родители, брат и сестра, но “черное крыло” Чернобыля не позволило планам осуществиться. В 1991 году его избирают председателем Витебского районного Совета депутатов. Потом четыре года проработал председателем облсельхозпрода, столько же — заместителем председателя Витебского облисполкома, курировал экологическое направление. Витебщину Василий Михайлович называет настоящей изюминкой белорусской природы.

— Василий Михайлович, какие первостепенные задачи вы определяете в природоохранной политике витебского региона?
— С первых дней своей новой работы мне пришлось столкнуться с серьезными проблемами, которые подтвердили, что область отличается достаточно высоким уровнем техногенной нагрузки на окружающую среду. У нас размещаются такие экологически опасные объекты, как ОАО “Нафтан”, “Полимир”, Новополоцкий завод белково-витаминных концентратов, Лукомльская ГРЭС и огромное количество километров газопровода, продуктопровода. Только через Бешенковичкий и Сенненский районы идут сразу два продуктопровода с топливом на Венспилс. Выбросы в атмосферу новополоцкого “Нафтана” в 2006 году составили 55 тысяч тонн — столько выбрасывают все промышленные предприятия Гродненской или Брестской областей. Конечно, на предприятии существуют современные системы очистки всевозможных выбросов, и все-таки... Общий и локальный мониторинг должен представлять собой четкую систему, так как техногенные объекты требуют от экологов постоянного внимания.
Природа подарила Витебщине и две большие реки — Днепр и Западную Двину, а также 240 малых рек и более 2 тысяч озер. Пространство организовано так, что и индустриальные центры, и естественные сообщества оказываются близки друг к другу. Человеку нужно помнить об этом.
— Что, в общем-то, и подтвердили недавние события, связанные с аварией на нефтепродуктопроводе Унеча — Вентспилс в  Бешенковичском районе. Какой урок на этот раз получили экологи?
Весеннее “обострение” кризисных ситуаций на объектах повышенной опасности еще раз доказало, сколь хрупок и беззащитен мир природы. Весной в природе происходит тоже много неожиданного. Причин тому, что весной возрастает количество критических ситуаций, связанных с техногенными авариями, много. Одна из них — “играет”, движется после зимних морозов оттаявшая почва, в воздухе повышенная влажность. Все эти процессы могут повлиять на уровень аварийности. В реках  весной повышается количество загрязняющих веществ — талый снег, ручьи делают свое дело.
Когда случилась авария на нефтепродуктопроводе Унеча — Вентспилс, мы посмотрели, что выше места аварии на реке концентрация предельно допустимых веществ на два пункта больше, чем обычно, хотя была и в пределах нормы. Паводки, к сожалению, сносят с полей и городского асфальта все следы человеческой деятельности.
— Установлены ли причины аварии?
— Пока злосчастная труба находится на экспертизе в одном из НИИ Национальной академии наук, но есть мнение, что она расслоилась. В трубе было давление 45 атмосфер — в пределах нормы. Накануне на этом трубопроводе специалисты проводили диагностику, давали гарантию на 10 лет ее безупречной работы. Сейчас  загрязненный грунт завозится на шламонакопитель, который находится на территории линейно-производственной диспетчерской станции “Дисна”, где будет произведена его очистка. Технологию очистки поврежденного грунта разрабатывают ученые.
— Беда, как известно, одна не ходит. Вслед за одной громкой аварией случилось ЧП в Дерновичах Верхнедвинского района — возгорание на складе непригодных пестицидов...
— Возгорание было оперативно локализовано силами МЧС. Средства защиты растений годами накапливались на сельхозпредприятиях и не всегда использовались. Чтобы грамотно решить эту проблему, ученые РУП “БелНИЦ “Экология” разработали правила обращения с непригодными пестицидами. Министерство сельского хозяйства и продовольствия и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды их утвердили. Согласно этим правилам непригодные пестициды могут храниться в таре в виде бочек, могут сжигаться и захораниваться на полигоне в Чечерске Гомельской области.
Витебский облисполком принял решение о переупаковке непригодных пестицидов и их временном хранении в Дерновичах. Там осталась бывшая военная база с надежными ангарами, которые обвалованы почвой. 270 тонн непригодных ядохимикатов были помещены туда в начале нынешнего года. Похоже, какой-то райагросервис не выполнил все предусмотренные инструкцией требования, не сложил ядохимикаты каждого вида отдельно, и с наступлением тепла пошла реакция... Если бы все было выполнено четко по правилам, этого не случилось бы. Кстати, для упаковки непригодных пестицидов покупались специальные евробочки, которые соответствуют мировым стандартам.
Сейчас мы потребовали усилить охрану, специалисты Центра по гидрометеорологии берут регулярные пробы. Через сельсовет налажено информирование население о результатах мониторинга — два раза в неделю вывешиваем информационный бюллетень о состоянии воздуха, воды, почвы. Превышения нигде не установлено. Местные жители просят, чтобы мы убрали оттуда этот склад, но санитарные нормы там соблюдены, расстояние — не менее 500 метров от жилья и 2 километра от водного источника.  
— Но ведь в области есть и старые захоронения пестицидов.
— Они расположены в Городокском, Поставском и Верхнедвинском районах. Сейчас уже таких захоронений не делают. А на существующих мы ведем постоянный мониторинг, и проблем не возникало.
— Василий Михайлович, куда направляются финансовые потоки  фонда охраны природы в этом году?
— Наши приоритетные программы — “Чистая вода” и Национальный план действий по рациональному природопользованию. На них выделено 16 миллиардов 679 миллионов рублей. Будет строиться канализационный коллектор очистных сооружений в Браславе, продолжатся работы на водозаборе “Окунево” в Новополоцке и реконструкция очистных сооружений в Витебске. Только в областном центре должны освоить более 5 миллиардов рублей по всем природоохранным направлениям.
Другое направление — выполнение государственной программы по возрождению села. На селе строят очистные сооружения, водопровод, станции обезжелезивания воды. Часть населенных пунктов еще плохо обеспечена питьевой водой. Старые водонапорные башни требуют ремонта. Серьезное внимание будет уделяться заказникам с целью развития туристической деятельности.
— В 2007 году эстафету по проведению пятого Республиканского экологического  форума подхватил Браслав. Как идет работа по  подготовке к этому мероприятию?
— Когда проводили экологические форумы в Орше и Полоцке, местные администрации и горожане почувствовали их пользу и необходимость. Теперь многие города соперничают между собой в том, чтобы стать столицей такого “зеленого” фестиваля. Мы разработали план первоочередных мероприятий по подготовке к форуму и приступили к его реализации, задействованы все заинтересованные службы. На Браславщине отрабатываются специальные экологические маршруты, чтобы показать участникам форума уникальные уголки природы этого региона. Экологи работают в одной “упряжке” с сотрудниками Национального парка “Браславские озера”.
— Ваше мнение по поводу ситуации со строительством хранилища для ядерных отходов на литовской стороне у границ Браславского района.
— Эта проблема остается на слуху, ситуация отслеживается всеми, в том числе и нами. Идут консультации. Мнение республики должно быть учтено литовской стороной при выборе площадки, и думаю, что справедливость восторжествует: будет выбран наиболее оптимальный вариант — как можно дальше от границы.
— Спасибо за откровенный разговор.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter